Литература из Русского музея


  • Гос. русский музей представляет: Сокровища рода Строгановых: Вып. 96/  . - СПб: Palace Editions, 2005. - 15 с.: цв.ил

Известная торгово-промышленная династия Строгановых, с 15 века обосновавшаяся на Севере России, способствовала небывалому расцвету искусств и ремёсел, сохранению и преумножению древних художественных традиций в эпоху позднего средневековья.

  • Русский музей представляет: Строгановский дворец/: Альманах. Вып. 368/  текста:  Сергей Кузнецов. - СПб: Palace Editions, 2012. - 73 с.: цв.ил

Строгановский дворец был построен в Санкт-Петербурге на пересечении реки Мойки с Невским проспектом. Ансамбль создавался в течение целого столетия.

В его создании принимали участие архитекторы и скульпторы мировой известности: Франческо Растрелли, Джузеппе Валериани, А.Н. Воронихин, К.И. Росси, П.С. Садовников,С.М. Теглев, М.П.  Александров, И.И. Теребёнёв и др.

Сегодня дворец представляет собой неповторимое сочетание уютного дома и представительной резиденции блестящих российских аристократов и талантливых предпринимателей, посвятивших себя искусству и процветанию Отечества

  • Дионисий в Русском музее. К 500-летию росписи Рождественского собора Ферапонтова монастыря/ Гос. Русский музей;  Альманах. Вып. 18. - СПб: Palace Editions, 2002. - 135 с.: цв.ил

Творение иконописца Дионисия и его сыновей сохранилось до наших дней с уникальной полнотой. Своды и стены Рождественского собора по-прежнему сохраняют изображения канонических сцен и отдельных фигур святых.

Дионисий жил в эпоху крутого подъёма Московского государства, его политических и военных успехов, крупных свершений в культуре и искусстве. Работы Дионисия и мастеров его круга определяют содержание понятия «московской школы конца XV - начала XVI вв.», отличающейся возвышенно-идеальным характером живописи. Древнерусская живопись передавала идейно-психологический климат эпохи созидания, уверенности в будущем, в которой жило  русское общество.   

  • Одеть картину: Художественные рамы в России XVIII - начала XX века/ Гос. Русский музей; Альманах. Вып. 114. - СПб: Palace Editions, 2005. - 167 с.: il. - Сокращения.: с.165; Краткий словарь терминов: с.166

В восприятии художественных произведений рамы играют важную роль: помогают зрителю войти в  сложный мир полотен художника, усиливают воздействие его живописи.  

Но, будучи специально изготовленными для произведений изобразительного искусства (живописи, мозаики, графики), художественные рамы  также являются предметами декоративного убранства интерьера. И в этом значении им принадлежит важная роль  как  в жилом помещении, так и в музейных залах.

В наши дни интерес к художественным рамам возрастает         . Несомненно, данное издание послужит стимулом к изучению огромного наследия создателей

художественных рам и привлекут внимание зрителей к особым произведениям декоративно-прикладного искусства, украшающим музейные залы.

  • Праздники по-русски/ Гос. Русский музей; Альманах. Вып. 311. - СПб: Palace Editions, 2011. - 191 с.: цв.ил. - Биографии худ-в.: с.184 - 191; Сокр.: 192

Праздники, а также сопровождавшие их обряды и обычаи, во все времена исполняли роль главных хранителей духовного единства народов, их религии, истории, бытовых и нравственных устоев. Традиционные праздники в России являлись истинными выразителями народной души.  В Российской истории количество праздничных дней, включая воскресные, было чуть менее сотни: русские любили праздники, превращая их в массовые действа, каждое из которых обладало своей эстетикой и драматургией.

Художников неизменно привлекала эта сторона народной жизни. Праздники самого разного характера любили изображать российские художники всех эпох и творческих направлений.  Произведения, созданные на эти сюжеты, впервые собраны в одном издании.

  • Цареубийство 11 марта 1801 года: Каталог "Образ Павла 1 в живописи, скульптуре и графике"/ Гос. Русский музей; Альманах. Вып. 2.. - СПб: Palace Editions, 2001. - 159 с.: цв.ил

Противоречивая,  трагическая личность Павла1 [1754 – 1801] вызывала  неоднозначные оценки его современников.  Короткое царствование  Павла 1 освещалось  официозной историографией как «историческое недоразумение».  А между тем, он  за короткий срок решительно остановил самоуправство Екатерининских вельмож, стремился водворить повсюду порядок, благоустройство в администрации, правду и силу законов в судах. По своей насыщенности законотворческой деятельностью павловское царствование не имеет аналогов в русской истории - за 4 года и 4 месяца был подписан 2251 документ, имеющий силу закона.

Современная историческая наука много сделала для восстановления справедливости по отношению к личности одного из самых ярких и последовательных правителей России.

Представленные в каталоге парадные живописные, графические и скульптурные портреты Павла 1знакомят с образом царя – «бюрократа  и романтика, тирана  и рыцаря, деспота и прожектёра, прагматика и утописта», -  во всём многообразии противоречий человеческой натуры.

  • Четырёхсотлетие дома Романовых в произведениях живописи, скульптуры, графики и декоративно-прикладного искусства из собрания Русского музея: Русский музей представляет: Альманах. Вып. 372/ Григорий Авт. ст. Голдовский; Сост. каталога Михаил Асварищ,  Ирина Корнеева,  Анна Макарова. - СПб: Palace Editions, 2013. - 119 с: цв.ил. - Приложение.: Указатель лиц, изобпажённых на портретах; Краткие биографии художников: с.113 - 119.

Разносторонне и беспристрастно надлежит рассматривать такое значительное событие национальной истории, как воцарение 400 лет назад династии Романовых в России. Существенно обогатила страницы национальной истории возможность в наши дни многосторонней персональной характеристики российских правителей. Монографические публикации и мемуаристика перечеркнули тусклое представление о монархах как об эксплуататорах, бытовавшее в исторических исследованиях и беллетристике с 1917 – по 1990 гг. В альбоме представлена коллекция произведений изобразительного искусства  Русского музея, связанной с это темой.