Культ Деметры на Боспоре

Все аспекты жизни человека античного общества пронизаны религией. Разнообразные обряды и церемонии были неотъемлемым элементом древнегре­ческой религии и сопровождали человека от рождения до самой смерти. 


Культовые действия играли важнейшую роль и в жизни городов Боспорского царства. Лапидарные надписи, жертвен­ники и алтари свидетельствуют о существовании храмов, жреческой деятельности, проведении  священных агонов, ритуальных жертвоприношениях. Общественные пиры, жертвоприношения, молитвы, воскурения и возлияния могли совершаться как самостоятель­ные культовые церемонии, но обычно сопровождали самую яркую священную церемо­нию – религиозное празднество. Такие празднества устраивались обычно в честь бо­жеств, чьи культы были официальными. Устраивались они за счёт казны и регулирова­лись законами.

Одним из главных занятий боспорских греков было земледелие. Поэтому не удивительно, что наиболее почитаемой богиней на Боспоре считалась Деметра –  богиня земледелия и плодородия, дочь Кроноса и Реи, мать Персефоны. Культ этой богини был распространен среди широких масс населения. Здесь он глубоко укоренился и нашел благоприятную почву для развития в культах соседних народов, почи­тавших покровительницу хлебных злаков. В честь Деметры возводили храмы и святилища, устанавливали статуи и устраивали торжественные религиозные церемонии.

На горе Митридат в начале XIX века случайно найдена мраморная база алтаря, украшенная скульптурным рельефом с изображением торжественной процессии в честь богини Деметры (рис. 1). Высокое мастерство исполнения рельефов вызывает в памяти лучшие об­разцы древне­греческих рельефов вы­сокой классики с афинского акрополя. Алтарь дати­рован концом V в. до н.э., сейчас хранится в Эрмитаже. 

Из раскопок А.Е. Люценко 1864 г. в Керченский музей поступила  посвятительная надпись Деметре времени правления Левкона I (389/8–349/8 гг. до н.э.).

На горе Митридат, за южной оградой старого кладбища, в 1882 г. обнаружена мраморная герма Деметры (рис. 2). Герма представляет собой столб, увенчанный головой богини. На боковых гранях гермы имеются прямоугольные углубления, в которых крепилась хейра (деревянная или каменная балка). На основании этих находок исследователи предполагают суще­ствование храма Деметры на горе Митридат.

Статуарные изображения Деметры в лапидарном собрании заповедника свидетельствуют о почитании этой богини жителями Боспорского царства с VI в. до н.э.

Многочисленные терракотовые (глиняные) статуэтки передают образ Деметры в виде восседающей на троне богини, Деметра также изображалась с Корой-Персефоной на руках (прообраз Мадонны), распространены в коропластике также статуэтки Персефоны – юной, прекрасной дочери Деметры.

На вотивном рельефе из керченского лапидария, посвящённом Элевсинским мистериям, изображены Деметра и ее дочь Кора с факелами и хлебными колось­ями в руках (рис. 3). Фа­келы свидетельствуют о хтониче­ском значении богини, а колосья – о будущем воскрешении.

Согласно древнегреческой мифологии, Деметра, узнав от бога солнца Гелиоса о похищении своей до­чери богом подземного мира Аидом, дала клятву, что пока ей не вернут дочь, то ни один росток не пробьётся из земли. Земля пере­стала давать плоды и наступил великий голод. Боги, лишившись жертвоприношений, обеспокоились. В результате Зевс упросил Деметру пойти на компромисс: три четверти года Персефона будет жить на земле с матерью, ос­тальное время – проводить в Аиде с супругом, потому что коварный Аид дал отведать Персефоне пищу мёртвых перед уходом, зёрнышко граната – символ верности. Во время пребыва­ния Персефоны в подземном царстве жизнь на земле замирает, когда юная богиня возвращается к матери – расцветает весной природа. Так древние объясняли смену времён года.

После возвращения дочери Деметра, нашедшая после долгих странствий пристанище в Элевсине (Аттика), на радостях открыла приютившему её царю Келею и его сыновьям свои священные обряды и мистерии. С тех пор в Элевсине был учреждён культ Деметры, идейной основой которого стали учение о загробной судьбе душ и мистические обряды – Элевсинские мистерии, посредством которых верующие надеялись обеспечить себе благополучие на том свете.

Посвящения в таинства или мистерии занимали в древней эллинской религии важное место. В церемониях могли принимать участие все, даже рабы, но говорить о том, что происходило, было запрещено, поэтому полных сведений о них не сохранилось. Известно, что во время мистерий разыгрывался миф о похищении Плутоном Персе­фоны, о долгих и бесплодных поисках дочери Деметрой. Элевсинские мистерии символически представляли горе Деметры, странствования её в поисках дочери, нисхождение в Аид с зажжёнными фа­келами, тайную связь между миром живых и миром мертвых, физическое и духовное очищение.

В городах Боспора, имевших тесные связи с Афинами, Элевсинские культы были особенно распространены. Это подтверждает и находка 1851 года на горе Митридат посвятительного рельефа с изображением торжественной процессии: почитатели культа Деметры с факелами в руках подносят священные дары восседающей на троне Деметре и стоящей рядом Персефоне (рис. 4). Рельеф относится  к V ̶ IV вв. до н.э., хранится в Эрмитаже.

Эллины связывали свои на­дежды на бессмертие с религией богини зерна и плодородия Деметры и ее дочери Пер­сефоны – богини царства мёртвых. Образ зерна, которое зарывают в землю для того, чтобы оно взошло для но­вой, высшей жизни, естественно, вызывал в сознании людей аналогию с человеческой судьбой и укреплял в людях надежду на то, что для человека за гробом, в неизвестном мире, излучающем высшее сияние, начнётся лучшая, более счастливая жизнь. Как зерно, попавшее в землю, прорастает ростками, так же умерший прорас­тает новой жизнью, сливаясь  с Матерью-землей.

Не случайно обычай оплакивания во время похоронной процессии, произрастающий из веры в оплодотворяющую силу семени-дождя, распространён и в наше время. Посредством плача и его животворящей силы совершается переход к новому рождению, подобно семени в земле. Подобные представления о живительной силе дождя существовали у многих народов. Известны они и у греков, достаточно вспомнить миф о союзе Данаи-земли и Зевса в образе золотого дождя.  Даже бесплодный Тартар человеческая надежда наде­лила регенерирующей функцией, как плодородный слой земли, благодаря браку с Персефоной, дочерью Деметры.

Через Триптолема Деметра научи­ла людей земледелию. На глиняных сосудах часто изображался Трипотолем в колеснице, запряжённой змеями, несущий людям знания о выращивании зерна (рис. 5). В Аттике в месяце Пианопсионе (конец октября – время посевов) греки отмечали Фесмофории – большой праздник в честь Деметры Фесмофоры (Законодательницы) и Персефоны. На этом празднике Деметра чествовалась как покровительница земледелия, земледельческого быта и браков. В церемонии принимали участие только свободнорождённые женщины. Праздник длился пять дней, во время которых совершались обряды и жертвоприношения, устраивались пиры на средства наиболее зажиточных и уважаемых женщин, а быть избранной в качестве устроительницы Фесмофорий считалось большим почётом. В керченском лапидарии хранятся две надписи на фрагментах мраморных плит с упоминанием Деметры Фесмофоры, свидетельствующие о праздновании Фесмофорий в городах Боспора.

Боги плодородия во всех древних религиях – также и брачные боги. В античных мифах плодородия расти­тельные образы спасения неразрывно связаны с любовью бога или богини к человеку, с браком. Источником жизни является аллегорический брак. Вместе с тем, брачные боги – боги смерти (на знаменитом Мирмекийском саркофаге (рис. 6), как и на этрусских саркофагах, брачная постель уподоблялась смертному ложу). Так сливаются представления о смерти и свадьбе. Основное для жизни в потустороннем мире – любовь и таинство брака. Такие представления характерны для многих древних обществ. У древних славян Жива (Жизнь), Леля (Любовь) и Мара-Морена (Смерть) – сёстры. В русском фольклоре Мо­рена предстаёт как воинственная Марья-Моревна, живущая у моря, и одновременно – ненаглядная краса, чародейка, возлюбленная Даждьбога, умирающая и воскресающая. Некоторые исследователи отождествляют Морену с греческой Персефоной. Эти богини дают надежду на воскресение в новой жизни и  бессмертие.

Миф о Деметре и Персефоне был популярным сюжетом для росписи склепов. Плафоны склепа в кургане Большая Близница на Тамани и знаменитого склепа Деметры в Керчи украшены изображениями лика Деметры. Богиня в поисках своей дочери заглядывает в каждый склеп, в каждое укрытие, воскресая и даруя бессмертие людям.

Значение культа Деметры в жизни населеня Боспоар Киммерийского засвидетельствовано самим её именем – «Земля-мать», а её эпитеты (Хлоя – «зелень», Карпофора – «дарительница плодов», Фес­мофора – «законодательница», «устроительница») указывают на главенствующую роль богини в устройстве жизни людей и всей живой природы. Образ великой богини Деметры – источник всех религиозных и мистических благ человечества. С таинствами традиционно ассоциировались такие по­нятия и ситуации, как боговдохновление, состояние транса, видения, тайные общества, одержимость и высшая форма духовного опыта. Кульминацией посвящения в таинства был момент обретения посвящаемыми мистического опыта. Для посвящённых обретение мистического опыта становилось поворотным событием в их жизни.

 

Кучеревская Н.Л., кандидат культурологии, заведующая отделом «Лапидарий»

Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника