Из театральной истории Керчи

В начале весны этого года в Керчи в драмтеатре им. А. С. Пушкина впервые создана театральная труппа под руководством главного режиссера Романа Рогозы, ее художественным руководителем стал Юрий Коротков. 7 марта в помещении Культурного центра им Ю. Богатикова состоялся премьерный показ спектакля «История медведей Панда, рассказанная саксофонистом, у которого есть подружка во Франкфурте». 


Начата подлинно новая история этого учреждения – драматического театра, сцена которого была готова принять собственную труппу еще в 1962 году после окончания строительства. Но ничего подобного, к сожалению, не произошло. И драмтеатр на протяжении почти 60 лет оставался то театральным помещением, то городским домом культуры.

Представленный ниже материал посвящен биографии актера – несостоявшегося первого главного режиссера керченского драматического театра…

Б. П. Гомоляка-Авшаров

Борис Павлович Гомоляка родился в 1889 г. в Киеве в семье приказчика, ставшего в последующем купцом 2-й гильдии. Отец отдал его в коммерческое училище, полагая, что подобное образование позволит сыну успешно продолжить начатое им самим дело. Но судьба распорядилась иначе. Из училища Борис был отчислен из-за участия в революционных событиях 1905 года и хотя получил свидетельство за 7 классов, мечтал иметь образование совершенно по другому профилю. Юношу манила сцена. Важнейшую роль в этом сыграла его мать, страстно любившая театр.  В 10 лет состоялось его первое публичное выступление. Праздновалось 100-летие со дня рождения А.С. Пушкина. Учащийся подготовительных классов Боря Гомоляка читал в актовом зале коммерческого училища монолог Бориса Годунова. «На третьей строчке я сбиваюсь, пытаюсь выправиться, — вспоминал Борис Павлович, — но на пятой снова сбиваюсь». И тогда незнакомый  человек, поднявшись из первого ряда, подходит к нему и громко говорит: «А ты начни сначала!», а в ухо добавляет: «Только после каждой строчки набирай дыхание». Этот мудрый совет способствовал его первому успеху.

Год спустя он приобщился уже собственно к театру, сыграв впервые роль Козла в инсценировке басни Крылова «Квартет», потом играл также в качестве любителя в различных труппах в Киеве, а с 1906 г. он считал себя уже профессионалом и с этого времени исчислял свою творческую актерскую деятельность. Год спустя он бежит из дому в передвижную труппу известного в провинции трагика М. С. Кожевникова. Гастролирует, в том числе и по Крыму. В 1908 г. на него обратил внимание режиссер Суворинского театра С. П. Карпов и убедил его в получении общего и театрального образования. В итоге Б. П. Гомоляка много учился, совмещая это с театральным искусством. Получив аттестат об окончании Житомирской I гимназии, он едет в  Петербург, где проходит одновременно курс в оперной школе и драматической, окончив первую из них в 1911 г. и проучившись два года во второй. Тогда же он учится на юридическом факультете университета Св. Владимира в Киеве. Не сдав в 1916 г. двух госэкзаменов (так сложились обстоятельства), он не смог получить диплом об окончании вуза. Но образованность его, общая культура, интеллигентность чувствовались во всем. Достаточно ознакомиться с сохранившейся в фондах заповедника перепиской, увидеть рукописи написанных им пьес, обратить внимание на его почерк, узнать круг его друзей.

Б. П. Гомоляка, взявший в качестве творческого псевдонима фамилию своего друга детства, известен в театральном мире как Авшаров. Но было время, когда в качестве шутки учитель немецкого языка в коммерческом училище называл его «Мильхман», т.е. «Молочный человек». Он считал его настоящую фамилию сложной для произношения и запоминания, а новую придумал потому, что был удивлен его большущим ростом. И сразу же стал спрашивать, чем его дома кормят, что он ест, овес или дрожжи?

Давняя шуточная фамилия забылась, а «Авшаров» стал популярным украинским актером. Было время, когда он выступал и на оперной сцене, имея профессиональное образование. Карьеру певца начинал в Мариинском театре, затем был солистом в ряде оперных коллективов, в частности в квартете сибирских бродяг, гастролировавшем по городам необъятной России. Пел и в оперетте. В разные годы работал на сценах русских и украинских драматических театров в Киеве, Чернигове, Донбассе, Харькове, Одессе и снова в Киеве. Снимался в кино. В 1933 г. он стал актером театра Красной Армии Киевского Особого военного округа и всю Великую Отечественную прошел в его составе. Был на Юго-Западном и Сталинградском фронтах, служил в Забайкальском военном округе, отмечен медалями «За оборону Сталинграда», а также за победу над Германией и доблестный труд во время войны. Осев с 1945 г. в украинской столице, Авшаров работал сначала в театре миниатюр, а последние 11 лет его профессиональной деятельности были связаны с республиканским украинским театром юного зрителя. Уже к 1948 году им было сыграно более 350 ролей, он пропел 12 опер, 6 оперетт, снялся в 30 кинокартинах, (сотни раз) выступал в концертах и на радио. Им было поставлено лично более ста спектаклей. В 1957 г. отмечалось знаменательное для Б. П. Авшарова событие — 50-летие его творческой деятельности. К тому времени на его счету было более 600 ролей, его многолетний труд был по достоинству отмечен в 1951 г. званием «Заслуженный артист УССР». Среди многочисленных подарков, полученных на юбилейном вечере 13 января 1957 г., были настольные часы, преподнесенные Авшарову от Украинского Театрального Общества в знак признания его заслуг перед украинским театром.

Год спустя Борис Павлович покидает профессиональную сцену и переезжает в Керчь, где в это время строилось здание театра и вынашивались планы создания собственной театральной труппы. Режиссером будущего театра видели именно его — опытного актера, хорошо знакомого с режиссерской работой. Но этим планам не суждено было сбыться. Б. Авшаров же все годы вплоть до смерти, последовавшей в 1964 г. после тяжелой хирургической операции, занимался хорошо знакомым ему делом: обучал театральному искусству местных любителей сцены. Руководил самодеятельными коллективами в городском доме культуры и клубе Энгельса металлургического завода им. Войкова.

Он покоится в керченской земле, давно забытая могила Б. П. Авшарова находится неподалеку от вновь построенного кладбищенского храма. Может, артисты новорожденной труппы и любители театра обратят на нее внимание, отдав тем самым дань уважения замечательному актеру и педагогу.

 

Текст: Санжаровец В. Ф., старший научный сотрудник ВКИКМЗ

Размещено: Решетникова О. В., научный сотрудник ВКИКМЗ