Хранители истории

Коллектив Керченского историко-культурного заповедника бережно и умело сохраняет свидетельства былого.

В древнем Пантикапее - современной героической Керчи - каждый камень хранит отзвуки столетий. У каждого времени свои ноты, складывающиеся в неповторимые мелодии времени, которое могло бы кануть в Лету без титанических усилий археологов, историков и, конечно, работников музеев, к которым стекаются бесценные материальные свидетельства событий.
 
Пифос Пандоры
 
Не каждому музею повезло иметь уютный дворик, откуда посетителей начинают вводить в давно прошедшие времена танцами и ритуалами, среди которых очищение огнём и приготовление вина. Экспозиция, которая так и называется - «Музейный дворик», знакомит с предметами хозяйственного назначения, с орудиями труда, инструментами ремесленников. Здесь можно полюбоваться огромными пифосами и услышать предание, из которого следует, что существует не только ящик Пандоры, но и пифос. Оно повествует о сделанных Афиной из глины первых людях, которых обжигал Гефест. Всё шло своим чередом до тех пор, пока Прометей не подарил людям огонь, чем разгневал богов Олимпа. В отместку они сделали из глины огромный пифос, в который поместили все беды. Пандора, выданная замуж Афиной за Прометея, была, как все женщины, любопытна, и, конечно, не удержалась, приоткрыла крышку пифоса и выпустила оттуда все беды на людские головы. А на дне сосуда осталась только маленькая надежда, без которой жить было бы совсем уж невозможно. И с тех пор люди во всех своих перипетиях уповают только на неё. И мечтают о том, что когда-нибудь удастся все беды собрать воедино и крепко-накрепко запрятать куда-нибудь подальше. Спустившиеся с Олимпа на музейный дворик боги настраивают на увлекательное путешествие по экспозициям.
 
Поступь столетий
 
Она слышна в Историко-археологическом музее, о котором керчане мечтали с давних времён. Мечта сбылась в 1826 году. 15 июня был открыт самый древний на полуострове государственный музей. Событие это невозможно переоценить, а главное - нельзя недооценивать: провинциальное местечко сразу же привлекло к себе внимание специалистов.
А теперь привлекает не только их, но и многочисленных туристов со всего мира. Проходя сегодня по его четырём залам с не просто опытным, а увлечённым экскурсоводом (других здесь просто нет), легко и свободно перемещаешься во времени и пространстве, слушая увлекательный рассказ, основанный на богатом фактическом материале, любуясь предметами, которыми пользовались жители Боспорского царства. Здесь представлена одна из самых богатых на Украине коллекций древностей, в которой около двухсот тысяч экспонатов, в том числе сто тридцать тысяч - археологических. Поэтому Наталия Небожаева сразу предупреждает: «Успею показать только самое интересное».
- В основе музейной коллекции - частное собрание пионера классической археологии в Причерноморье француза Поля Дюбрюкса - первооткрывателя Мирмекия и Пантикапея, - начала свой рассказ Наталия Власовна. - Одно из лучших зданий города - особняк, построенный в конце XIX века в стиле модерн, как нельзя лучше подошёл под музейные экспозиции. Сейчас их две: «История Боспорского царства» и «Керченский район в период средневековья».
После рассказа о народах, населявших Керченский полуостров до начала греческой колонизации, переходим к уникальным находкам из скифских курганов. Не могут не привлечь внимания чернолаковые сосуды, клазоменские амфоры, терракоты, светильники, финикийское стекло. Трудно поверить, что всё это сделано в VII-VI веках до новой эры - так хороши и совершенны по форме и искусному выполнению.
Инсталляция из архитектурных деталей - капители колонн ионического, коринфского, дорического ордеров, фрагменты архитравной балки с триглифами водомётов с масками львов - экспонируются на фоне панно с изображением Акрополя Пантикапея с его мощными оборонительными стенами и сооружениями.
Глядя на железные орудия труда, обуглившиеся зёрна ячменя, каменные зернотёрки, рыболовные крючки и грузила, иглы для плетения сетей, воочию представляешь себе людей, занимавшихся в этих краях земледелием, виноделием и рыболовством.
Экспозиция, раскрывающая историю Боспора в I веке до новой эры - в первых веках новой эры, когда Боспор, сохранив свою самостоятельность попадает под зависимость Римской империи, - наглядный урок истории.
Его продолжение - средневековье с кочевыми племенами, могущественной Византийской империей, утверждённое князем Владимиром на берегах пролива Тьмутараканское княжество, монголо-татары и турки, оставившие свой след в истории города на протяжении четырнадцати столетий носившем разные названия: Корчев, Керш, Воспоро, пока не стал Керчью. Городом-тружеником, городом-героем.
 
Неприкосновенный запас
 
Он хранится в «Золотой кладовой» - гордости Историко-культурного заповедника и всей республики. Здесь посетителей встречает самая богатая, как её здесь называют, керчанка - Наталия Быковская. Главный хранитель заповедника и хозяйка «Золотой кладовой». Если бы она рассказывала всё, что знает о каждой вещи, здесь пришлось бы провести не один час, а может, и заночевать, если бы было можно, чтобы утром с новыми силами внимать увлекающим историям.
- «Золотая кладовая» сделана относительно недавно, несмотря на то, что история Керченского музея древностей насчитывает 185 лет, - сообщает Наталия Владимировна. - Боспорское золото экспонируется в Лувре, в Музее драгоценностей в Киеве, в Московском историческом музее, в Эрмитаже, в Лондонском музее. Сбылась и наша мечта.
Увлекательное повествование экскурсовода сродни захватывающей детективной истории - посетители вместе с рассказчиком пытаются разгадать тайны боспорских кладов, занимающих центральное место в нумизматическом разделе экспозиции. Начинают разбираться в символике современной Керчи. Женщины, конечно, не пройдут мимо изысканных украшений IV века до новой эры - гривны и браслетов, искусных произведений античного ювелирного искусства.
- На будущий год два гарнитура из нашей кладовой отправятся в Германию и станут экспонатами большой престижной выставки, - с гордостью завершает рассказ Наталия Быковская.
 
Город мастеров
 
Это место издревле называлось городом мастеров, изделия которых славились на весь мир. До сих пор не разгадан секрет краснолаковых росписей. Но сотрудники музея уверены, что время, когда это произойдёт, - не за горами.
И сами приближают его, выращивая кадры умельцев с младых, что называется, ногтей. Заведующая просветительским отделом Надежда Макарова стояла у истоков создания гончарной мастерской, в которой регулярно проходят мастер-классы для взрослых и детей. Они пользуются такой популярностью, что желающим освоить гончарный круг и все премудрости создания неповторимых изделий из глины, приходится отстоять очередь.
- Попасть сюда стремятся и совсем юные, и пенсионеры, - свидетельствует Надежда Александровна. - Постарались воспроизвести точную копию античной гончарной мастерской. Пришедшие научиться всем премудростям мастерства, начинают с замеса глины и заканчивают росписью обожжённых изделий. Мастера Наталия Тарнопольская и Анастасия Козарез помогают почувствовать «душу» живого, как они считают, материала. Здесь работают с одинаковым увлечением и совсем маленькие, для которых мы придумали увлекательную интерактивную игру, и взрослые, которым интересно унести домой сделанное собственными руками. А специалисты создают здесь сувениры по античным образцам.
Героическая страница Она известна на весь мир. Отъехав всего шесть километров от центра города, вы оказываетесь на территории военно-исторического памятника - Аджимушкайских каменоломен.
Всего лишь гектар политой кровью земли наверху и 440 метров под землёй, пройти которые нелегко, хотя ведут на глубину в шестнадцать метров удобные ступеньки, фонари освещают путь. Свет гаснет лишь один раз в минуту молчания возле одной из трёх братских могил. Таких, под землёй, нет больше нигде. Сказать, что мурашки по коже - ничего не сказать. Незабываемая минута, в которую ты каждой клеточкой плоти ощущаешь себя узником каменоломен... Свет выключает экскурсовод после взволнованного, каждый раз, хотя проводить экскурсии приходится не один раз за день, рассказа.
- Не волноваться не получается, - признаётся Вероника Новацкая.- Может быть, потому что я - жена военного.
Наверное, и это играет свою роль, но скорее всего потому, что молодая очаровательная женщина наделена таким воображением, которое легко переносит в прошлое и она говорит от имени ровесницы, попавшей в невыносимые для жизни условия. Такой же мужественной, как воины, вынужденные оказывать сопротивление врагу здесь, помогая мирному населению жить и надеяться на спасение. Голод и жажда, газовые атаки, взрывы и обвалы... Более двух месяцев несгибаемые защитники Отечества отсюда вели активные боевые действия. Так вели, что командование оккупантов было вынуждено перебросить в район каменоломен половину своих войск, находившихся в Керчи.
Сегодня на этом месте мемориал - Музей истории и обороны Аджимушкайских каменоломен, принявший первых посетителей весной 1967 года. Весной, когда каплями крови алеют вокруг мемориала трепетные маки...
Время останавливается здесь. Час экскурсии - это настоящее потрясение, после которого хочется долго молчать. Или слушать музыку. И она звучит негромко и ненавязчиво в одном из залов, со стен которого смотрят воспроизведённые художниками образы тех, кто не вышел наверх. Воинов, женщин, детей... И нежный голос студентки Морского технологического университета Александры Кривоносовой так проникновенен, что трудно удержаться от слёз, когда она без музыкального сопровождения исполняет знаменитую песню-мольбу военных лет «Жди меня».
Уйдут из памяти имена, цифры, которые сложно запомнить в часовую экскурсию, но останутся ощущения. И не оставит уверенность, что без такого урока истории не познать былого ни из каких учебников. А чтобы такие уроки были, и существует Керченский историко-культурный заповедник. И люди, которые не просто работают и получают деньги за свой нелёгкий труд, а преданно служат делу. За названными именами тех, кто вёл на этот раз по музейным залам, большой коллектив, который увлечённо работает над новыми экспозициями. Среди них «Степной форпост» - итог деятельности Артезианской экспедиции. Первый зал лапидария с уникальными находками, которым дали вторую жизнь руки реставраторов, приезжающих помочь и поучиться у заведующей этим отделом Нины Львовны Кучеревской. Коснулись обновления и знаменитого Царского кургана, тайны которого вот уже 175 лет пытаются разгадать учёные. Этот объект настолько популярен, что группам приходится ждать своей очереди. А чтобы ожидание было не томительным, а интересным и полезным, в двух комнатах сторожки смотрителя оформили экспозицию, рассказывающую о «белых» и «чёрных» кладоискателях разных времён, об истории кургана и его исследователях.
Даже беглый рассказ об увиденном за два дня пресс-тура, организованного заповедником, - скороговорка. Каждый отдел музея заслуживает внимания и популяризации его. Цель нынешнего рассказа - пробудить в вас желание увидеть бесценные сокровища, которые не только сохраняет, но и приумножает коллектив энтузиастов во главе с Татьяной Умрихиной. Здесь остались только единомышленники, для которых превыше всего честь профессии, которые не идут ни на какие ухищрения ради собственной выгоды.
- Главное в работе - это доверие друг к другу, - считает Татьяна Викторовна. - Примеров бескорыстного служения могу привести много. Но есть один, очень показательный: при недавно назначенном заведующем отделом истории обороны Владимире Ковальчуке доходы от экскурсий по Аджимушкайским каменоломням всего за несколько месяцев увеличились на 240 тысяч гривен.
Когда у кого-то рождается разумная идея, она тут же подхватывается всеми и реализуется. Если у людей горят глаза - значит, у нас всё задуманное получится. А планов много. Будем открывать новые и совершенствовать все объекты заповедника, чтобы сделать их ещё привлекательнее для туристов со всего света. Героическая Керчь заслужила мировую славу.
* * *
Керченский историко-культурный заповедник - самый крупный на территории полуострова. Кроме перечисленных объектов в него входят склеп Деметры, Мелек-Чесменский курган, Тиритака, крепость Керчь, картинная галерея, склеп 1891 года.
* * *
В ближайшее время будут открыты для посещения древние памятники Пантикапей, Мирмекий, Артезиан, Илурат, Нимфей. Большие преобразования ожидают музей Эльтигенского десанта.

Людмила Обуховская