Гармония и красота в пейзажах художника

31 августа исполнилось 120 лет со дня рождения советского художника-мариниста, портретиста, мастера натюрморта и пейзажа, плакатиста, заслуженного художника РСФСР Даниила Яковлевича Черкеса (1899 - 1971). 


С нашим городом художника связала творческая судьба, наполненная событиями и поиском своего пути. Даниил Яковлевич родился в семье Присяжного поверенного Якова Исааковича Черкеса (1873-1938), уроженца Алушты из купеческой караимской семьи, управляющего табачной фабрики «Ява». Он был дружен с пейзажистом и коллекционером живописи И.С. Остроуховым. Превосходная коллекция Ильи Семёновича всегда была доступна юному Даниилу. Уже тогда он страстно увлёкся творчеством А.А. Иванова и это восторженное отношение Д.Я.Черкес пронесёт через всю жизнь. Увлечение живописью переплеталось с мечтой стать моряком, однако предпочтение всё-таки отдано живописи и в 1918 году Даниил ушёл с кораблестроительного отделения политехнического института. В Петрограде поступил во ВХУТЕМАС в мастерскую С. Малютина, ассистентом которого был П. Корин. Регулярные занятия живописью были прерваны событиями 1919 года. Черкес ушёл добровольцем в Красную армию, где получил направление на только что организованные курсы командного состава. После демобилизации работал в Первом театре РСФСР под руководством театрального режиссёра, педагога В.Э. Мейерхольда в качестве художника-декоратора и художника-монтировщика сцены. Всеволод Эмильевич по-человечески  и творчески увлекал Даниила Яковлевича и в спектакле по пьесе Э. Верхарна «Зори» Черкес работал уже художником-постановщиком.

    В 1922 году продолжил учёбу во ВХУТЕМАСе в мастерской П. Кончаловского, по окончании которой занимался самой разнообразной деятельностью: работа в издательствах «Музыка» (Музгиз), «Молодая гвардия»; в 1925 году - в студии «Межрабпомфильм». По словам  кинорежиссёра, художника, сценариста, народного артиста РСФСР  Эдуарда Назарова «Черкес входил, если можно так сказать, в «Могучую кучку» мультипликаторов, которые пришли в мультипликацию после окончания ВХУТЕМАСа».

В 1927 году принимал участие наряду с И. Ивановым-Вано и Ю. Меркуловым в создании первого рисованного анимационного фильма «Каток». Графике и стилистике этого фильма завидуют до сих пор мультипликаторы нашей страны! По словам С. Гинзбурга «успех изобразительного решения фильма «Каток» состоял в том, что в нём было уловлено верное соотношение между рисунком и движением». А коллега Черкеса – Иванов-Вано отзывался о нём, как о блестящем рисовальщике, у которого он сам многому научился.

В 1929 году снял анимационный фильм, ставший первой экранизацией сказки «Похождение Мюнхгаузена». Сценарий к этому фильму был написан Черкес в соавторстве с Наталией Сац. В этом же году в качестве режиссёра-постановщика и художника-мультипликатора снял забавный детский художественный фильм «Сенька Африканец» (или «Крокодил Крокодилович»). В основу этого фильма положены произведения К.И. Чуковского, с которым художника связывали тёплые человеческие отношения. Сложность этого фильма заключалась в том, что в нём сочетались элементы игрового кино и рисованной мультипликации. Эдуард Назаров так говорил о фильме: «Фильм был снят в лучших традициях игровой и комической анимации. Одновременно его можно считать «предвестником традиций отечественной анимации». Помимо художественного игрового и мульпликационного кино, снимает документальный фильм с включением мультипликации «Всесоюзная кочегарка»(1930).

В середине 1930-х годов Даниил Яковлевич уходит из кинематографа и начинает серьёзно заниматься станковой живописью. В живописи Черкес не сразу находит себя. Его творческий путь художника – путь исканий, экспериментов. Учителями Черкеса были художники-реалисты С. Малютин, В. Яковлев, П. Корин и П. Кончаловский и, может быть, отсюда в работах ощущается преемственность, идущая от русского реалистического пейзажа. Кроме того, становлению художника помогло постоянное общение с И. Остроуховым. Первой выставкой, где экспонировалась его пейзажная работа, была выставка  «Художники РСФСР за 15 лет»(1917-1932). С этих пор он почти ежегодно участвует в передвижных всероссийских выставках советских художников в Москве, городах России. В этот же период работает в жанре плакатной карикатуры, участвуя в Международной выставке современного плаката в Италии (Милан, 1933). Даниил Яковлевич - участник Великой Отечественной войны. Всю войну работал в «Окна ТАСС» в Москве, в 1942 году вышел его плакат «В новом году - к новым победам!», а на выставке «Великая Отечественная война» были экспонированы картины «Здесь были немцы», «Русский лес».

В конце 1930-х годов художник начинает внимательно изучать пластику тела человеческого, работает над портретом. Интересны его изыскания в этом жанре: «Портрет Пекелиса», выполненный карандашом, отличался чётким построением головы, пластической выразительностью; в живописном портрете «Скрипачка» (1959) поэтичность образа сочеталась с красивым колоритом, в «Портрете Т.В.Малютиной» (1961) создан образ волевой, энергичной и умной женщины.

В 1933 году Черкес пишет целую серию тонких и красивых акварелей, изображавших суровую красоту Коктебеля. «Для меня крымская степь никогда не была ни скучной, ни однообразной». Он пишет и натюрморты, и пейзажи, но с 1939 года с первой его поездки по каналу им. Москвы безгранично отдаётся своей страсти – изображению воды. Черкес ходит на рыбацких катерах-баркасах по Азовскому, Чёрному и Балтийскому морям, на траулерах - по Баренцеву и Белому. В своих картинах он сумел показать своеобразную красоту каждого из них. Многочисленные поездки дают богатый и многообразный материал. Художник тщательно изучал натуру и к каждой своей работе писал огромное количество этюдов, набросков, выбирая наиболее удачную композицию. Графические наброски и этюды становятся началом создания больших станковых пейзажей. «Этюд – это проникновение, изучение, анализ наблюдаемого, а картина-синтез наблюдений», - говорил художник. Много сил отдаёт композиционным поискам: «Самым важным в композиции считаю ритм, который определяет всё: и тишину, и крайнюю взволнованность». В 1940-х годах основополагающим в развитии колорита художника были поиски тональных решений, здесь прослеживается влияние на Черкеса голландского морского пейзажа. «Стараюсь избавиться от многословия и болтливости, которыми страдал раньше». В 1952-1954 гг. по заданию МГУ Черкес совершил две длительные поездки на Север, в результате создаёт для географического факультета МГУ картины «Мончегорские горные тундры», «Кольская тайга», «Встреча траулера-победителя в соцсоревновании», для музея земледелия – панно «Тундра, «Лесотундра», «Звероферма», «Земледелие Заполярья». В 1956-57 гг. работает на Севере, создав серию северных пейзажей. В 1958 году месяц провёл в Ленинграде, где пишет цикл пейзажей, в которых столько любви к неповторимому городу и «какое-то грустное чувство…».

Постоянно ища типическое в пейзаже, художник достигает большого разнообразия в своих работах. Цвет становится глубже и насыщеннее, форма лаконичнее и строже. В письме ученице Черкес советует: «Пиши без предвзятости, пиши, что видят твои глаза, а не то, что ты заставляешь их видеть, думая о Серове, Сезанне или Рембрандте». Зоркое видение природы помогает ему понять своеобразие пейзажей Крайнего Севера и знойного юга, Прибалтики и Азовского моря. В 1958-59 гг. работает над большими триптихами «На юге» и «На Севере», создаёт образ моря, находя особые краски, как для щедрой красоты юга, так и  для суровой красоты севера. На Балтике его привлекает жизнь рыбачьих посёлков, на Севере он пишет белые ночи, в Керчи - солнечные пейзажи. Берега Чёрного моря художник наблюдает  в разное время года и при различной погоде. Его привлекает то молочно-сизый туман, окутавший прибрежные скалы зимой, то яркая лазурь воды южного моря весной и летом. К периоду 1950-х - началу 60-х относятся наибольшие достижения в творчестве художника, к этому же времени относится его пребывание в Крыму, в Керчи.

В декабре 1953 года Даниил Яковлевич приехал в Крым в качестве художественного руководителя группы художников, живших и работавших тогда в Доме творчества художественного фонда СССР, что располагался на берегу Чёрного моря в живописной гурзуфской бухте с видом на Аю-Даг и скалы Адалары. «Трудно представить себе лучшие условия для творческой работы, чем те, которые созданы в Гурзуфе»,- отмечал Д.Я. Черкес. Примечательно, что Дом творчества размещался в здании, построенном Константином Коровиным, русским живописцем конца XIX – начала XX века. В настоящее время это так называемая дача «Саламбо», Дом творчества и отдыха Союза художников им. К.А. Коровина. Ранней весной и поздней осенью он предоставляется  художникам-маринистам, которые съезжаются сюда со всей страны. Творческие группы напряжённо работают над изучением моря, пишут редкий по красоте крымский пейзаж, портреты моряков и рыбаков Черноморья.

В Керчи Черкес впервые побывал в 1950 году. Это была разрушенная войной, растерзанная Керчь. «В тот день Керчь встретилась со мной на плохоньком пыльном вокзальчике… Всё разбито. Вместо домов – хаос битого камня, кирпича, щебня. Лишь кое-где уцелевший кусочек дома или подвал приспособили под жильё». И с тех самых пор Керчь наряду с Севастополем становится одним из любимых приморских городов. Черкес много и по-своему портретирует Керчь, рассказывая о ней с любовным волнением. «В сущности, каждая точка на земле имеет свою историю, но почему-то не каждое место вызывает одинаковое «чувство истории». В путевом альбоме «От Керчи до Геническа» художник пишет: «Боспор Киммерийский, Пантикапей, Корчев, Керчь - есть что-то зовущее, гипнотизирующее в этих названиях, есть какая-то магия в самом звуке этих слов. Воображение рисует заманчивые картины, - воображение зовёт ехать, смотреть, видеть. Я люблю эту выжженную древнюю голую землю. Я люблю море, его изменчивость, его шум и крепкий запах выброшенных водорослей…». Море присутствует на всех работах «корабельщика», как он сам себя называл. В его работах мы видим «чудо-город» ранним утром, когда нежное море покоится в лёгкой дымке, видим в жаркий день с ослепляющим солнцем, видим в сумерки, едва начинающие сменять день. Сюжетами керченских пейзажей стали раскопки древнего городища и пригородная слободка, судоремонтный завод и моторная рыболовецкая станция. Природа и все предметы, к которым обращается художник, как бы очеловечены, имеют свой характер и настроение. Едва намеченные фигурки людей воспринимаются как дополнение к пейзажу.

Художнику свойственна обобщённая манера письма, лёгкая и широкая. Компенсируя обобщённость формы целостного видения, отбрасывая второстепенное, заостряет внимание зрителя на главном, основном, характерном. Черкес хороший колорист. Он мастерски владеет сильным, звучным цветом. Красочная палитра, ритмичность прямых широких мазков и плавных округлых линий вносят музыкальность, выразительность в его работы.

Последние годы жизни Даниил Яковлевич выступает не только как художник-маринист, но и как пропагандист маринистической живописи, много сделавший для её развития.18 апреля 1964 года пресса рассказывала о поездке Заслуженного художника РСФСР в Чарджоу, где он читает лекции на предприятиях, пропагандируя искусство. В 1970 году проходит его персональная выставка, организованная Московской организацией СХ СССР  в связи с 70-летием и 50-летием творческой деятельности художника. «Гармония и красота мира, нерасторжимая связь человека с землёй, его доброе, деятельное содружество с природой - вот поэтические мотивы творчества Д.Я. Черкес. Кисти его принадлежит галерея прекрасных портретов, красивы его сочные натюрморты», - писала газета «Вечерняя Москва» от 18 сентября 1970 года.

Произведения талантливого художника находятся в коллекциях художественных музеев Кирова и Костромы, Тамбова и Таллинна,  Ставрополья и Феодосии, музеев изобразительных искусств Дагестана, Северной Осетии, МГУ им. М.В. Ломоносова. В музейном собрании  Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника девятнадцать работ Д.Я.Черкеса, в том числе основное произведение – триптих «На юге»: Азовское море. На виноградниках. Чёрное море.(1958), составляющие, несомненно, золотой фонд коллекции живописи.

 

Дашевская Т.М., заведующая отделом «Картинная галерея» ВКИКМЗ

Источники:

Д.Я.Черкес. Экзотика обыденного. От Керчи до Геническа. Путевой альбом художника. М., Советский художник,1965

В.Ф. Санжаровец. Керчь далёкая и близкая/ «Керченский рабочий» №24 от 03.02.1984

Л. М. Шабанова. Д.Я.Черкес. Живопись. / Керч. картин. галерея. – Керчь, 2001.

Материалы д/ф Э.Назарова «Мир анимации или анимация мира», студия Ф.А.Ф., 2002

 

Размещено: Жеманова Е.С., специалист по связям с общественностью ВКИКМЗ