Экспозиции историко-археологического музея

История Керченского Музея древностей началась с личной коллекции Поля Дюбрюкса (1774—1835) — родоначальника керченской археологии, основанной в 1810 году. 2 (14 по новому стилю) июня 1826 года музей был учрежден официально и располагался в доме П. Дюбрюкса до 1833 года.

Первым директором музея стал И. П. Бларамберг.


Историко-археологический музей Керчи

С момента создания Керченского музея древностей основным направлением его деятельности являлось изучение и сохранение античных памятников, найденных на Керченском и Таманском полуостровах, то есть на территории древнего Боспорского царства. Значительному развитию археологических работ в Керчи способствовали раскопки богатого кургана Куль-Оба осенью 1830 года.

Некоторое время музей располагался в помещении городской гауптвахты, а в 1835 году на горе Митридат было построено здание музея в стиле афинского храма Гефестиона. С приходом на пост директора музея А.Е. Люценко (1853) было положено начало применения научного подхода к раскопкам.

Одним из наиболее плодотворных периодов деятельности музея был период с 1891 по 1918 гг. Директор К.Е. Думберг первым провёл систематические раскопки городища Пантикапей. Его преемник В.В.Шкорпил, известный эпиграфист и археолог, занимался раскопками грунтовых некрополей и курганов. Были организованы экскурсии.

В конце 1920 года музей получил современное название и значительно расширил экспозиционные площади, коллекции были существенно дополнены. Ввиду увеличения фондов, было возбуждено ходатайство о предоставлении музею особняка, ранее принадлежавшего бывшему табачному фабриканту К.И. Месаксуди, располагавшегося по ул. Свердлова, 22. В 1922 году здание было передано музею.

Вернулось и здание на горе Митридат. В 1926 году, в 100-летний юбилей Керченского Музея там была устроена выставка рисунков древностей, выполненная Дамианом Васильевичем Шибневым. При музее впервые была создана картинная галерея.

Во второй половине 1930-х годов были намечены долговременные перспективы развития музея. Отныне внимание сотрудников, исследователей должно было быть направлено не только на археологию, но и на другие дисциплины – историю, краеведение, этнографию. Реализации масштабных планов помешало начало Великой Отечественной войны.

С 1944 года перед руководителями стояла задача послевоенного восстановления музея. Были приведены в порядок археологические памятники, организовывались выставки, создана новая экспозиция, выпущен путеводитель по музею. К сожалению, старое здание музея на горе Митридат сильно пострадало во время войны, и в конце 1950-х было полностью
снесено.

В наши дни особняк Месаксуди продолжает оставаться зданием Историко-археологического музея.

Постоянная выставка «История и археология Боспора» расположена в первых четырёх залах музея. Здесь можно увидеть палеолитические артефакты, кремнёвый неолитический нож в роговой рукояти, металлические орудия эпохи бронзы. Эпоха раннего железа в Северном Причерноморье совпадает с появлением здесь скифских племён, образ греко-варварской
культуры Боспора представлен археологическими комплексами из Трёхбратных курганов.

Ионийская и аттическая расписная керамика, высокохудожественные предметы из кости, дерева, стекла и металла, импортные ткани знакомят посетителей с античной культурой Боспорского царства с VI в. до н.э. по IV в. н.э. Также представлены обязательные атрибуты спортсмена, разнообразные украшения и детали женского туалета, популярные детские
игры и глиняные игрушки.

Экспонируются сельскохозяйственные и рыболовные орудия труда, античные зёрна пшеницы и ягоды винограда, которым больше двух тысяч лет. В скульптуре, росписях и терракотовой пластике представлены божества, наиболее почитаемые на Боспоре: Зевс, Деметра, Дионис, Гермес, Кибела, Персефона, Афродита, Ника и т.д. Надгробные стелы с рельефами, нередко со стихотворными надписями повествуют изобразительно или средствами литературы о жизни людей, живших в античную эпоху.