БРОНЕПОЕЗД №74

Бронепоезд — это бронированный (для защиты от пуль и осколков) и вооружённый подвижной железнодорожный состав, предназначенный для огневой поддержки войск и ведения самостоятельных боевых действий в полосе железной дороги.


В организационном отношении бронепоезд — воинское формирование, состоящее из собственно бронепоезда и базы. База предназначалась для хранения запасов топлива, воды, боеприпасов, ремонтно-восстановительных средств, размещения штаба и отдыха личного состава.

Бронепоезд № 74 в составе Крымского фронта участвовал в оборонительных боях за Керчь в 1942 г. Это был второй бронепоезд, построенный на метзаводе им. Войкова.

В январе 1942 г., согласно приказу министра чёрной металлургии И. О. Тевосяна, группа руководящих работников завода им. Войкова во главе с его директором В. Д. Бакстом была направлена на восстановление предприятия. Бакст обратился в министерство с просьбой вернуть из эвакуации в Керчь начальников вспомогательных цехов, что было сделано. Один из них — Т. И. Тихонов — и был назначен начальником строительства бронепоезда № 74 как участвовавший в строительстве первого бронепоезда и, следовательно, имевший некоторый опыт.

Бронепоезд строили в районе депо железнодорожного цеха, так как оно хорошо сохранилось, в отличии от других заводских помещений. Известно, что в строительстве участвовали слесарь-инструментальщик И. А. Гуров, бригадир котельщиков М. Н. Ирха, слесарь Я. Я. Андросов, Ю. Ю. Чучко, монтажник И. З. Запорожец, разметчик Т. Х. Забелин, мастер П. А. Космачёв, и. о. главного инженера П. Н. Иванов (в первую оккупацию Керчи он был в партизанском отряде им. Ленина в Малых Аджимушкайских каменоломнях) и многие другие, в основном рабочие котельно-сборочного цеха.

Смена длилась от рассвета до заката. Подавляющее большинство рабочих перевели на казарменное положение. В необходимых материалах недостатка не было. В ходе испытательного выхода выяснилось, что паровоз, покрытый бронёй, не в состоянии маневренно и быстро двигать весь бронепоезд — ему не хватало мощности, и тогда прицепили обыкновенный паровоз. Установка боевой техники и всё телефонное оснащение осуществлялось только под руководством военных специалистов.

Бронепоезд состоял из шести единиц:

1. Обычный паровоз серии «ЭХО»

2. Бронеплатформа. Борта поднимались на высоту 1,6–1,7 м, с двойной обшивкой металлом толщиной 8–12 мм; между обшивками — бетон. В целом, толщина стен 120–150 мм. Бронеплатформа была оснащена зенитными пулемётами, скорострельной зенитной пушкой, миномётами и по бортам пулемёты системы «Максим».

3. Броневагон имел на вооружении две 75-мм пушки с вращающимися на 360о башнями и по бортам два станковых пулемёта.

4. Бронированный паровоз. Вооружение на нём не было, там находилась команда паровоза, командир бронепоезда, установлены стереотруба и телефоны.

5. Броневагон.

6. Бронеплатформа. Две последние единицы также были оснащены орудиями и пулемётами.

В самых первых числах мая 1942 года состоялась передача бронепоезда № 74 военному командованию. Командиром бронепоезда был назначен майор Пётр Филиппович Кононенко. В состав команды входило 180–200 моряков вместе со взводом разведки. У взвода имелось в распоряжении два бронеавтомобиля М-1; несколько мотоциклов с колясками; дрезина, к которой крепилась платформа с балластом, — использовалась для проверки железнодорожного пути на случай заминирования. А вот на случай повреждения телефонной связи был разработан ряд сигналов гудком паровоза. Например, три коротких гудка означали «прекратить артогонь».

База бронепоезда располагалась на заводе им. Войкова. Месторасположение всё время менялось, чтобы противник «не пристрелялся».

Боевые действия бронепоезд № 74 начал 6 мая 1942 года на линии завод им. Войкова — п. Багерово. Вёл интенсивный пулемётный и миномётный огонь по пехоте врага и живой силе. 15–16 мая шли ожесточённые бои непосредственно за Керчь. 18 мая бронепоезд подвергся сильному обстрелу, начался пожар. Машинист старший сержант А. И. Ширшов взорвал паровоз. В ночь с 18 на 19 мая команда с боем прорвалась в крепость Еникале, оттуда уцелевшие эвакуировались на таманский берег.

Таким образом, боевая деятельность бронепоезда № 74 продолжалась чуть больше недели, но это ещё одна составляющая в военной биографии завода им. Войкова и города-героя Керчи.

Известно, что П. Ф. Кононенко в мае 1942 г. был ранен, находился на излечении в эвакогоспиталях Армавира и Тбилиси, с августа 1942 г. вернулся в строй. Воевал на фронтах Великой Отечественной до 1945 г., перенёс в общей сложности три тяжёлых ранения, три лёгких и одну контузию. В рядах Советской армии служил до 1957 г.

Награды Петра Филипповича Кононенко

(данные из учётно-послужной картотеки, ЦАМО РФ, ОБД «Память народа»):

1944 г. — орден Красной Звезды, медаль «За оборону Кавказа»;

1945 г. — медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»;

1949 г. — орден Красного Знамени;

1953 г. — орден Ленина.

 

Текст: С. П. Литвинова, старший научный сотрудник ВКИКМЗ

Ред.-корр. правка с доп. и фотоилл.: Н. Н. Непомнящая, научный сотрудник ВКИКМЗ

Фото: из фондов ВКИКМЗ, ЦАМО (ОБД «Память народа»), книги Л. А. Венедиктова «Керченский мост»

Аннотации

Фото 1 (титульное). Бронепоезд  № 74 «Смерть немецким захватчикам», 1942 г.

Фото 2, 3. Пётр Филиппович Кононенко.