К 70-ЛЕТИЮ ПЕРВОГО ВОЗДУШНОГО ЯДЕРНОГО ИСПЫТАНИЯ

Летом 1945 года мир узнал о новом виде оружия, которое задало кардинально новое направление в развитии вооружения и военной техники. Две атомные бомбы «Little Boy» («Малыш») и «Fat Man» («Толстяк») были сброшены американскими самолётами-носителями B-28 на два японских города Хиросиму и Нагасаки, буквально разрушив их. Общее количество жертв превышало 450 тысяч человек.


Для многих исследователей до сих пор остаётся актуальным вопрос: насколько была необходимой эта бомбардировка, главная цель которой — не столько заставить капитулировать Японию, сколько продемонстрировать силу набирающему мощь, разгромившему фашизм Советскому государству, которое претендовало на ведущую роль в новом послевоенном мире.

События в Японии, планы по ядерной бомбардировке советских городов («Дропшот») поставили перед СССР задачу — создать свой «ядерной щит». Постановлением Государственного комитета обороны СССР от 20 августа 1945 года образован Специальный комитет по использованию атомной энергии (при ГКО СССР; с сентября 1945 года Специальный комитет при Совете министров СССР). В 1946 году по решению правительства для разработки атомной бомбы создаётся конструкторское бюро КБ-11 (ныне Российский федеральный ядерный центр, Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики) для ядерных испытаний в районе Семипалатинска.

При проектировании атомной бомбы предусматривалось, что она должна быть авиационной, что не могло выполняться только на базе КБ-11. Постановлением Совета Министров СССР от 21 августа 1947 года с целью авиационного обеспечения ядерных испытаний принято решение о создании 71-го авиационного полигона ВВС.

Перед личным составом 71-го полигона ставились задачи:

  • авиационное обеспечение воздушных ядерных испытаний;
  • отработка технических средств доставки ядерных зарядов — самолётов-носителей;
  • отбор радиоактивных продуктов из облака ядерного взрыва.

При выборе месторасположения полигона рассматривались несколько вариантов, в том числе, были предложения разместить полигон недалеко от места разработки и изготовления атомной бомбы, близ Сарова. Однако этот вариант признали небезопасным. Окончательным местом для 71-го полигона определён район посёлка Багерово на Керченском полуострове в Крыму. Полигон был расположен в 14 км от Керчи, на месте действовавшего здесь во время войны полевого аэродрома.

Приказ главкома ВВС маршала авиации К. А. Вершинина (в годы Великой Отечественной 4-я воздушная армия под его командованием вела бои по освобождению нашего города) о формировании 71-го полигона как воинской части 93851 с его штатной структурой был подписан 10 ноября 1947 года. Начальником полигона назначен Герой Советского Союза Г. О. Комаров.

Поскольку радиоактивные вещества представляли угрозу для здоровья человека, то их отбор наиболее целесообразно было осуществлять с помощью беспилотных средств. Для этих целей на 71-м полигоне ВВС (пос. Багерово) сформировали специальный авиаполк, в состав которого входили отряд телеуправляемых беспилотных самолётов Як-9В (5 единиц) и эскадрилья самолётов-маток Ту-2.

29 августа 1949 года проведено испытание первой атомной бомбы на Семипалатинском полигоне. В качестве самолёта-носителя атомной бомбы был определён самолёт Ту-4, разработанный ОКБ Туполева. Следом, уже 24 сентября 1951 года, проведено испытание второй бомбы, а 18 октября 1951 г. на Семипалатинском полигоне экипажем 71-го полигона ВВС подполковника К. И. Уржунцева испытана первая отечественная атомная авиационная бомба РДС-3. Взрыв произошёл на высоте около 380 метров, через час после взрыва к эпицентру отправился специально оборудованный танк. В результате дозиметрической разведки установлено, что максимальная интенсивность радиоактивного заражения местности оказалась значительно ниже той, которая была в эпицентре наземных взрывов.

Это третье ядерное и первое воздушное испытание в СССР. Успех испытаний позволил продемонстрировать мировой общественности научно-технический и военный потенциал СССР.

Опыт разработки РДС-2 и РДС-3 лёг в основу принципиальной схемы конструкции первой отечественной тактической серийной атомной бомбы РДС-4 («Татьяна»), успешно испытанной на Семипалатинском полигоне 23 августа 1953 года.

Проведённые испытания имели не только военное, но и огромное политическое значение. Было организовано серийное производство атомных бомб РДС-3 и самолётов-носителей Ту-4. С этого момента ядерное оружие стало сдерживающим фактором в возможной агрессии против Советского Союза. Вероятный противник должен был учитывать, что у СССР есть не только атомная бомба, но и техническое средство, обеспечивающее её доставку к его территории. Таким образом, 71-й полигон, расположенный в посёлке Багерово, стоял у истоков создания «ядерного щита» СССР и современной России.

Текст: В. Я. Девятов, кандидат культурологии, заведующий историко-археологическим отделом ВКИКМЗ

Р. В. Турусов, младший научный сотрудник отдела истории Великой Отечественной войны ВКИКМЗ

Фото: по материалам ветеранов 71-го полигона

Аннотации к фото:

Фото 1. Ту-4 – поршневой советский стратегический бомбардировщик

Фото 2. Герой Советского Союза подполковник Константин Исаакович Уржунцев 

Фото 3. Герой Советского Союза генерал-майор авиации Георгий Осипович Комаров

 

Размещение: Е. С. Жеманова, специалист по связям с общественностью ВКИКМЗ