Технологическая модель склепа Деметры

Всемирная известность монументальной живописи подлинного Склепа Деметры привлекает внимание не только учёных, а, конечно, и жителей, и гостей города Керчи. Этот неподдельный интерес трудно переоценить, ведь каждого из нас влечёт к себе и удивляет античная древность, будоража вопросом: «Как возможно было это сделать?» Отсутствие доступа к оригинальной фресковой живописи рождает ещё больший интерес, вызывает азарт и неустанно плодит новые мифы и легенды вокруг этого поистине удивительного и неповторимого памятника античного зодчества.

Именно благодаря широкой известности, особому интересу и была создана технологическая модель склепа Деметры.

В 1997 году в помещении первого яруса Большой Митридатской лестницы художниками Татьяной и Николаем Королёвыми были воссозданы не просто сюжеты живописи и манера исполнения античного мастера — им удалось возродить древнюю технику изготовления фрески.

Благодаря многочисленным научным исследованиям, в точности был дублирован процесс оштукатуривания всех поверхностей камеры — стен и свода. Словно в те давние времена, фреска рождалась путём нанесения трёх слоёв штукатурного слоя. Нижний слой состоял из известкового раствора с наполнителем из морского песка и мелких фракций молотой обожжённой черепицы. Второй слой — из терракотовой пыли (растёртой в порошок обожжённой глины) и красной охры (красящего пигмента). Именно такой древний рецепт теста штукатурного слоя придал поверхности свода камеры прозрачный розовый оттенок. Завершающий третий слой перекрыл оштукатуренную поверхность свода, что позволило прорезать граффити по непросохшей штукатурке для обозначения контуров сухарного карниза и венка вокруг центрального медальона.

Перед выполнением живописных работ было проведено выравнивание поверхности забеливанием и затиркой широкой кистью.

Для росписи технологической модели склепа художники использовали натуральные красящие добавки (пигменты). Белой краской служил мел, жёлтой и красной — охра светлая и красная, чёрно-фиолетовый цвет дала натуральная краска «аматисто» (аметист), чёрный — сажа или жжёная кость, для синего цвета использовали лазурь, сине-зелёные краски составлены на основе лазури с добавлением охры.

Стоит отметить, что роспись технологической модели содержит больше деталей и подробностей, нежели подлинная живопись склепа Деметры. Это объясняется многочисленными повреждениями и утратами, осыпями красочного слоя, произошедшими с момента открытия склепа в 1895 году.

Художники взяли за основу работы профессора М. В. Фармаковского, а также репродукции, опубликованные профессором, чл.-корреспондентом Санкт-Петербургской академии наук М. И. Ростовцевым в книге «Декоративная живопись на юге России» в 1914 году.

Результат работы керченских художников по достоинству был оценён жителями и гостями города Керчи. 26 августа 2005 года на расширенном заседании коллегии Министерства культуры и искусств Автономной Республики Крым «с целью сохранения уникального памятника культуры» технологической модели склепа Деметры было присвоено звание «народная».

К сожалению, время не пощадило монументальную каменную кладку Большой Митридатской лестницы, в основании которой находится технологическая модель. После обрушения левого крыла второго яруса начались масштабные работы по реконструкции и реставрации лестницы.

Сильное провисание свода помещения фактически грозило уничтожением и технологической модели склепа Деметры, но по первоначальному проекту реставрации сохранение этого популярного музейного объекта не предусматривалось. И только благодаря решительности руководства и коллектива Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника, под патронатом самой Богини, технологическую модель склепа Деметры удалось спасти. Особая признательность ведущей реставрационные работы организации АО «Баварский Дом», которая поддержала Восточно-Крымский музей-заповедник в сохранении объекта.

Для предотвращения осыпания и расслаивания красочного слоя квалифицированными реставраторами были проведены профилактические мероприятия на живописном слое. Внутренний полуциркульный свод укреплён подпорной конструкцией, надёжно изолированной от росписей. Для обеспечения сохранности с внешней стороны создан дополнительный свод, защищающий сооружение от атмосферных воздействий. Реконструкция технологической модели в 2020 году также включала возведение над музеем подпорных конструкций стен камеры «склепа». И таким образом, копия усыпальницы получила двойную защиту.

При формировании дублирующего железобетонного свода вёлся постоянный мониторинг состояния «склепа». Одновременно с сооружением купола проводилось структурное укрепление каменной кладки стен XIX в. Камень-ракушечник проинъектирован особым составом, который, проникая в структуру камня, усиливает его прочность и продлевает срок службы старых кладок.

Работы по сооружению дублирующего свода велись около двух недель. После затвердевания бетона были демонтированы подпорные конструкции и пакеры, через которые поступал мелкодисперсный укрепляющий состав.

Фрески в ходе этих работ совершенно не пострадали. Удивительно, но технологическая модель, повторяя судьбу оригинального склепа, теперь тоже находится в своеобразном «каменном саркофаге», который служит ей защитой.

Сегодня музей «Технологическая модель Склепа Деметры» — единственный в Крыму пример натурной реконструкции памятника фундаментальной фресковой живописи.

Именно благодаря технологической модели, мы можем прикоснуться к сакральному миру древнегреческой мифологии, донести до самого широкого круга посетителей ценнейшую информацию об этом оазисе античной культуры, просуществовавшем почти тысячу лет на берегах Боспора Киммерийского.

Музей вновь готов принимать всех желающих познакомиться с культурным наследием Керчи, самого древнего города на территории Российской Федерации.