Технологическая модель склепа Деметры

Технологическая модель уникального памятника античной погребальной архитектуры была создана в связи с тем, что оригинальный склеп I века н.э., найденный в феврале 1895г. при производстве земляных работ в одном из частных владений в г.Керчи, за 120 лет сильно пострадал от изменения уровня подземных вод и человеческого фактора, поэтому навсегда закрыт для посещения. Свое название склеп получил по основной сюжетной теме росписи – изображению мифа о богине Деметре.

То что, богине Деметры отведено центральное место в склепе, подтверждает мнение историков о том, что она была очень почитаема в древнем Боспорском царстве.

Как одно из немногих исключений, склеп был открыт неразграбленным. Как свидетельствуют археологи, в нем были похоронены жрицы богини Деметры, причем захоронения происходили несколько раз. Тела лежали в деревянных саркофагах, рядом с которыми стояли расписанные стеклянные сосуды, бронзовые канделябры, лежали также несколько украшений из золота.

В начале XX столетия склеп Деметры был приобретен Археологической комиссией и стал считаться филиалом Керченского музея древностей, а с 1908 года был открыт для посетителей. По свидетельству М.И. Ростовцева, автора описания гробницы того периода, «влажность в склепе оставалась постоянной, а краски сохраняли свою свежесть». Но уже в 1914 году в склепе было замечено появление повышенной влажности и шелушение красочного слоя.

В 1927 году, руководствуясь выступлениями участников Всесоюзной конференции археологов 1926 года об угрожающем состоянии росписей склепа, было принято решение ограничить доступ посетителей в гробницу. Проведенная в 1938 году комиссия обнаружила увеличение осыпей красочного слоя по сравнению с 1927 годом. Основными причинами продолжающегося разрушения были названы повышение влажности в склепе и отложение солей на штукатурке и красочном слое. Керченскому музею предложили вести постоянные наблюдения за влажностью в гробнице.

В годы Великой Отечественной войны местные жители использовали склеп Деметры как бомбоубежище, установив в нем печь и пробив в потолке дромоса отверстие для трубы. Из-за этого сохранившаяся часть живописи оказалась покрыта слоем копоти.

В послевоенные годы проводилась реставрация, и предпринимались попытки осушить склеп. Но, ни один из проектов по спасению склепа так и не был осуществлен. В 1970 годах строительство рядом со склепом жилого микрорайона резко ухудшило состояние памятника. В склеп стали поступать грунтовые воды. В 1980-1990 годах их уровень в погребальной камере колебался от 50 до 90 сантиметров. Благодаря усилиям созданного в Керчи в середине 1990 годов благотворительного фонда «Деметра» весной 2001 года был проведен дренаж и ряд других работ, направленных на осушение склепа и спасение сохранившихся фрагментов живописи. В то же время было принято решение о создании технологической модели памятника, т.к. стало понятно, что посетители его больше увидеть не смогут.

Авторами технологической модели стали художники Татьяна и Николай КОРОЛЕВЫ. Они полностью воссоздали внутренний вид и убранство усыпальницы: стены и потолок ее расписаны фресками, до мельчайших деталей копирующими оригинал. Созданный в подвальном помещении XIX в. у подножия Большой Митридатской лестницы, музей был одним из первых частных экспозиционных объектов в г.Керчи. Теперь он, как и его тысячелетний оригинал, стал подразделением «Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника».

В небольшом, но очень содержательном музее можно узнать подробную историю открытия и исследования оригинального склепа, познакомиться с легендой о могущественном царе Митридате – самом знаменитом правителе Боспорского царства, увидеть инсталляцию погребального комплекса, полюбоваться образцами гончарного мастерства древних боспорян и терракотовыми статуэтками. Ну, и самое главное – насладиться фресками погребальной камеры, иллюстрирующими печальную историю похищения дочери Деметры Персефоны богом подземного царства Аидом. Технологическая модель Склепа Деметры на сегодняшний день - единственная возможность увидеть, как выглядел уникальный памятник античного зодчества, посмотреть в большие печальные глаза Деметры, покровительницы нашего города, могущественной богини – хранительницы мироздания.