Сокровища древней Керчи в акварелях Александра Андрющенко. Диалог художника со зрителем

Для многих художников неповторимая красота нашего вечного города, археологические памятники стали основным источником творческого вдохновения: Ж.И. Матрунецкий, Е.А. Карцыганов, Б.А. Васильев-Пальм, И.П. Олишевич, И.Я. Гринчук. Среди современных художников, кто воспевает образ родного города, создаёт его портрет, - керченский художник Александр Андрющенко.


Александр Георгиевич Андрющенко родился 14 января 1945 года в городе Керчь, где живет по настоящее время. Художественное образование получил в Крымском художественное училище им. Н.С. Самокиша в Симферополе. В его трудовой биографии работа в Керченском художественном фонде Крымских художественно-производственных мастерских, годы преподавания (1986-1999) в Детской художественной школе г. Керчи, ныне Детская школа искусств им. Р.В. Сердюка.

В настоящее время, будучи свободным художником, Александр Георгиевич запечатлевает в реалистической манере все тончайшие впечатления от натуры: виды родного города и его достопримечательности. В светлых акварелях царит удивительный покой вокруг древнего города, удивительная гармония. Объекты, попадающие в поле зрения художника, переходят в вечность, в неумирающие феномены искусства.

Как поклонника чистой акварели, керченского мастера привлёк конкурс «благородной техники» - уникальный проект Биеннале камерной акварели Крыма, объединивший художников разных направлений, возрастов и эстетических позиций, на который приглашают всех, но «рассылают приглашение избранным»,-писал Рудольф Подуфалый. Известный искусствовед отмечал при этом «совершенство исполнения, остроту видения» участников проекта, проекта, в котором «выявляется тот бескорыстный характер служения Акварели, Прекрасной Даме живописи», определяющий атмосферу выставок Биеннале. Начиная с 1996 года, проект значительно расширил географию участников, стал дискуссионной площадкой для серьёзных размышлений о современном развитии акварели и её будущем. В разные годы в нём принимали участие известные керченским поклонникам изобразительного искусства Борис Алексеевич Васильев – Пальм и Александр Яковлевич Басов. А начиная с IV-й Биеннале (2002), на этом форуме с завидным постоянством представляет Керчь Александр Андрющенко, из года в год радуя своим творчеством, демонстрируя профессиональную «классность», яркость фантазии. Его стиль сугубо индивидуален, тщательно выстроенные устойчивые композиции выразительны, сам автор вошёл в «призёрский» состав лидеров.

Дипломами III-й степени отмечены серии картин:

-«Старая Керчь»(2002), в которых старательно с документальной точностью запечатлены панорамные виды города-порта, колоритные уголки

Митридатских двориков, улиц и переулков, Афанасьевская церковь и «обновлённое старое» ушедшей эпохи;

-«Каменная летопись древней Керчи»(2004), включающая изображения керченских реликвий, уникальных «жемчужин»: Большая Митридатская лестница – великолепное произведение классицизма, место расположения Пантикапея; древний храм Иоанна Предтечи – культовое византийское сооружение; дромос древней усыпальницы Царского кургана; турецкая крепость Ени-Кале;

-Триптих «Керченская бухта» (2010), в котором художник передал богатство своих ощущений действительности, праздничность, мажорность звучания.

Дипломом II-й степени и Призом зрительских симпатий отмечена серия акварелей «Ворота»(2008), поражающая своим филигранным исполнением, мозаичной кладкой акварельных заливок, тщательностью письма.

К XII-й Биеннале 2018 года, на котором была ярко представлена «всепобеждающая сила видового пейзажа крымских городов», Александр Георгиевич подготовил «ретро-ностальгическую серию, посвящённую уходящей натуре» (С.А.Глазунова), серию «Дома-призраки». «Переулок, которого уже нет, но он остался в памяти керчан», отмеченную Почётным дипломом и Призом зрительских симпатий(2017). В трёх видах изображён Почтовый переулок в старинной части города, который «отражал дух города, имел свою особенную ауру, как живой организм остался в памяти керчан»: маленький переулок, расходящийся в виде мостовых, покрытых булыжником, отполированным до матового блеска башмаками жителей многих веков; небольшой старинный двухэтажный дом с зарешечённым балконом, громадными деревьями. Для множества художников, местных и приезжих, профессиональных и начинающих, этот переулок был местом притяжения, многие и сейчас воспроизводят его облик, используя старые фотографии.

Историческая драма потерянного образа старого города ярко демонстрируется и в серии «Строения-призраки», в которых на специально подготовленном «старом пергаменте» с краткими пояснительными краеведческими записками изображены уже несуществующие «призрачные строения»: «Дом Домгера» (строение по ул. Свердлова снесено и использовано в качестве наполнителя при расширении набережной в 1970-х годах); «Свято-Троицкий собор» – собор на углу улиц Пирогова и Горбульского (снесён в 1944 г., его «намоленные» соборные камни использованы для строительства Обелиска Славы на горе Митридат); «Музей древностей» - здание на склоне горы Митридат, построенное в 1835 году по проекту архитектора Джорджо Торичелли и воспроизводившее облик афинского храма Гефеста (сильно пострадало за 100 лет службы в качестве музея и храма, снесено в 1959 году для устройства на его месте ресторана); «Часовня Стемпковского», построенная в 1834 году в классических формах часовня-мавзолей над могилой керченского градоначальника, археолога, первооткрывателя древнего Пантикапея Ивана Александровича

Стемпковского, пожелавшего покоиться рядом с раскопками, которым он посвятил всю свою жизнь.

Всё, что чувствует мастер, он спешит передать своему зрителю, приглашая его к диалогу, настойчиво призывая зрителя задуматься о главном предназначении человека: не разрушать, а созидать. Подтверждением состоявшегося диалога творца со зрителями стали отзывы о персональной выставке акварелей Александра Андрющенко «Каменная летопись древней Керчи», которая открыла широкий доступ к картинам посетителей-любителей и профессиональных ценителей изобразительного искусства, принята ими с благодарностью и восхищением. Вот несколько отзывов: «потрясены выставкой талантливого художника», «впечатляет разнообразие техник и художественных приёмов».

«Восторг от акварелей Александра Андрющенко! Бесконечно рада, что такой художник живёт и работает в нашем городе Керчь!» Руссева Н.К.

«Каждый раз, посещая Картинную галерею города-героя Керчи, горжусь своими керченскими корнями, людьми, героями, седой историей, энтузиастами музейного дела! Новых открытий, новых взлётов, вдохновения! Передавайте свою любовь к нашей Керчи молодёжи! С глубоким уважением Нина Карпачёва, керчанка, вице-президент Европейского института омбудсмена».

«Увидеть забытые несуществующие улицы, дома, строения... В работах замечательного художника-керчанина я это увидела, расчувствовалась, вернулась на время в свою юность. Работы очаровывают, дарят радость.

керчанка А. Бояшенко».

«Особая благодарность А.Андрющенко за сохранение памяти об истории г. Керчи. Талантливое изображение портрета города, к сожалению уже утраченной старой Керчи. Его работы - это семейный альбом родного города - от предков до современности. Спасибо огромное! Козловцев А.В.».

«Прекрасные акварели, точно передающие цвет, настроение, состояние города! Супер! Успехов, признания и достойной оценки творчества!!! Днепровская Л.У.»

«Уважаемый Александр Георгиевич! Низкий поклон Вам за то, что сохранили и сохраняете для нас исчезающую архитектуру города (как древнюю, так и относительно этой древности недавнюю). От Ваших работ щемит сердце! А техника исполнения так и просится на витражи общественных зданий, дабы помнили! об утратах невосполнимых и не повторяли непростительных поступков своих предшественников. С пожеланиями доброго здоровья и творческого долголетия гость города Керчи Ольга (Омск-Екатеринбург)».

Пожелаем и мы нашему талантливому мастеру акварели, щедрому дарителю (ведь на выставке представлено 16 работ художника, переданных в фонды Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника), доброго здоровья, творческих побед и свершений, новых выставочных проектов и встреч со зрителями!

 

Текст:  Дашевская Т.М., заведующая отделом «Картинная галерея» ГБУ РК "ВКИКМЗ"

Размещение: Решетникова О.В., научный сотрудник ГБУ РК "ВКИКМЗ"

 

Иллюстрации:

Фото1. В 2012 году Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь издал книгу московской писательницы Татьяны Шороховой «Священный образ Тавриды. Православные святыни Крыма в изобразительном искусстве». В книгу вошли репродукции картин художников, как прошлых лет, так и наших современников, включена и акварель Александра Андрющенко «Церковь Иоанна Предтечи» из собрания Симферопольского художественного музея.

Фото 2. Серия «Дома - призраки». «Переулок, которого уже нет, но он остался в памяти керчан », 2017.

Фото 3. Серия «Строения - призраки», 2017.

Фото 4. Серия «Ворота», 2008.