МУЗЫКАЛЬНАЯ СТРАНИЦА ФЕСТИВАЛЯ «БОСПОРСКИЕ АГОНЫ»: ГРУППА «ИЗУМРУД»

На XXI Международном фестивале античного искусства «Боспорские Агоны» (2019 г.) керчане и гости города имели возможность познакомиться с самобытной и талантливой группой «Изумруд» из Екатеринбурга. Музыканты коллектива – приверженцы стиля world music, экспериментаторы, виртуозно владеющие русскими народными инструментами.


Группа «Изумруд» подготовила подарок для друзей и поклонников «Боспорских Агонов» – видеозаписи своих выступлений, а также поделилась историей создания коллектива и подробностями творческой жизни.

В 2020 году группа отметила 25-летие. Рассказывает домристка Светлана Соловей: «В 1995 году главный режиссёр Свердловского государственного академического театра музыкальной комедии, народный артист России Кирилл Стрежнев ставил оперетту Юрия Милютина “Девичий переполох”. В какой-то момент он решил, что действию не хватает живых скоморохов. Был объявлен конкурс-прослушивание, ставший “звёздным часом” для нашей группы. Мы уже некоторое время вынашивали идею играть вместе и создать свой коллектив, правда, не знали, как именно это можно организовать. А тут – такой случай. Прослушивание прошло успешно, и “шесть скоморохов” приняли в штат театра. Сначала это было участие в одной оперетте, потом постепенно к ней стали добавляться и другие спектакли».

Забегая вперёд, отметим: сегодня этот талантливый коллектив задействован в различных спектаклях театра, его живое участие – на сцене или в оркестровой яме – всегда интересно и режиссёрам, и зрителям.

Что же касается состава, то «Изумруд», на редкость, стабилен. За 25 лет работы лишь дважды случились вынужденные кадровые перестановки: когда баяниста, переехавшего в Германию, заменил Ринат Якупов и когда, к сожалению, ушёл из жизни первый контрабасист коллектива Вадим Перевалов – в «Изумруд» на его место приняли Константина Прокошина (контрабас, балалайка).

Остальная часть состава – художественный руководитель Михаил Сидоров (балалайка), композитор-аранжировщик Евгений Ханчин (ударные, клавишные, ксилофон), Светлана Соловей (домра) и Надежда Жихарева Домра) – неизменна с первого дня и первой репетиции. Музыканты признаются: они живут и дышат вместе 25 лет. Все шестеро сегодня – единомышленники, несмотря на то, что вкусы у всех разные. Это добавляет в работу остроты и конфликта, но когда результат устраивает каждого участника проекта – это всегда точное попадание, это всегда интересно, стильно и заразительно.

Но вернёмся к истории коллектива. Уже после первого спектакля последовали первые гастроли и фестивали в Испании, Германии и Израиле. Параллельно с участием в постановках музыканты «Изумруда» начали работать над созданием собственной, авторской программы – ею стал концерт «Летят утки» в июне 2000 года. Вскоре появилась вторая сольная программа под названием «Дежа вю», имевшая шумный успех – группа получила признание музыкальной общественности и Премию губернатора Свердловской области.

«Это был очень воодушевляющий момент, – делится Светлана Соловей. – Нас оценили как самостоятельных артистов. В это же время и появился наш уникальный, ни на кого не похожий, музыкальный язык. Он сложился из хорошего знания классической музыки, так как все мы являемся выпускниками Уральской государственной консерватории, традиционного репертуара для народных инструментов, и, собственно новой авторской музыки, за написание которой с жаром принялся наш барабанщик Евгений Ханчин в сотрудничестве с остальными членами группы. Постепенно мы влились в распространённый уже тогда во всём мире, но совершенно новый, на тот момент, для нашей уральской публики стиль world music, или, как его сегодня называют, crossover – синтез жанров, музыкальный коктейль…».

Успех сольной программы стал началом глобального решения: отныне авторские концерты группа стала создавать регулярно, поддерживая закрепившийся за “Изумрудом” имидж музыкальных новаторов и экспериментаторов. Свидетельством тому служат постоянно появляющиеся успешные новые программы, такие как “Иллюзии”, “Нео Классика”, “Russian Деревяшн Revolution”, музыкально-историческая баллада “Князь Игорь”, “КаверZы” и две программы, идущие в настоящее время в репертуаре театра Музкомедии – “Под небом Парижа” и “Рапсодия в стиле РОК”».

Собственно, рок-направление появилось в репертуаре коллектива не случайно. В 2003 году «изумрудовцы» получили приглашение от группы «Чайф» участвовать в знаменитом рок-фестивале «Нашествие». Первая проба выросла в совместную концертную программу – выступления прошли в ДК им. Горбунова в Москве и в БКЗ «Октябрьский» в Санкт-Петербурге, а после этого на студии «Дети гор» был записан диск «Изумрудные хиты». Кстати, недавно этот альбом был «перевыпущен на виниле».

«Группа по-прежнему востребована на российских и европейских музыкальных фестивалях, – добавляет Светлана Соловей. – Мы много гастролируем, совмещая поездки с работой в репертуаре театра. Чтобы ещё больше проверить свои силы, мы не боимся участвовать в различных конкурсах. Таким образом, в арсенале “Изумруда” – победы в интернет-соревнованиях International Web Music Talent (Италия), International Songwritting Competition (США), на рок-фестивале “Emergenza Ural”, премия в области шоу-бизнеса “Best in Ural” и диплом конкурса “Национальная коллекция” (г. Санкт-Петербург). Честью для нас было участие в культурных программах XX Зимних Олимпийских игр в Сочи, Российско-Китайского ЭКСПО “Шёлковый путь” в Сиане, Гонконгского культурного форума, а также незабываемые концерты в городах Донбасса и Сирии».

Ещё одна значимая дата для коллектива – 15-летие с момента организации первого Международного фестиваля WORLD MUSIC «Изумрудный город», который ежегодно собирает столь же нетривиальных музыкантов со всего мира. Светлана Соловей, худрук фестиваля, рассказывает: «Проект был задуман группой “Изумруд” как творческая мастерская для музыкантов всего мира, где каждый может поделиться достижениями своих национальных культур, заявить о новых музыкальных направлениях или показать давно забытое старое, а главное – завязать музыкальную дружбу. Особенностью “Изумрудного города” являются совместные музыкальные программы гостей фестиваля и группы “Изумруд”. За 15 лет их создано немало. Самыми запоминающимися стали “Изумрудный блюз” с джазовой певицей Дениз Перрье из Сан-Франциско, “Замерзал ковбой” с семикратным обладателем премии “Грэмми” легендарным американским саксофонистом Полом Уинтером, “Бон жур” с французской группой “Mezcal Jazz Unit”, “Шумел камыш” с ансамблем “Ариэль”».

В течение многих лет основной площадкой «Изумрудного города» была сцена родного театра музыкальной комедии, но в последние четыре года фестиваль получил новый виток развития – теперь он также проходит в опенэйр-формате в рамках «Уральской ночи музыки» (Ural Music Night). Приглашаются не только и не столько фольклорные коллективы – учитывая направление world music, в программе фестиваля участвуют приверженцы стиля crossover. Тем не менее, «настоящий» истинный фольклор – это всегда очень яркие краски в программе. Организаторы обязательно знакомят публику с чем-то новым (заранее заявленным выходом за рамки и форматы). Так, на фестивале звучала, например, музыка американских индейцев, португальский джаз и испанская электроника…

21 апреля 2020 года состоялся юбилейный онлайн-концерт фестиваля «Изумрудный город», ставший значительным событиям для мировой музыкальной культуры.

 

 

 

Размещение: Е.С. Жеманова, специалист по связям с общественностью ВКИКМЗ