МОСКОВСКАЯ КОНЦЕРТНАЯ БРИГАДА НА КРЫМСКОМ ФРОНТЕ

Весомый вклад в дело Великой Победы внесли люди искусства. Уже в первые дни войны в учреждениях культуры стали создаваться концертные бригады под руководством известных артистов и режиссёров, в Москве на сборных мобилизационных пунктах состоялись первые концерты. Через полгода была полностью организована военно-шефская работа над армией. Под лозунгом «Искусство для фронта! Всё для Победы!» легендарные актёры театра и кино, преподаватели музыкальных образовательных учреждений, артисты филармоний и театров давали концерты на передовой, выступали в тыловых госпиталях. Они щедро дарили свой талант, своё искусство защитникам своего Отечества, и те были самыми лучшими и благодарными зрителями и слушателями.


В 1942 г. на передовых позициях и в частях Крымского фронта выступала концертная бригада московских артистов (под руководством Лапшина). Прибыв на Керченский полуостров, очевидно, во второй половине февраля, она дала в общей сложности сто концертов, отработав вместо запланированного месяца два с половиной.

5 мая 1942 года в газете «Боевая Крымская» Политуправления Крымского фронта была напечатана рецензия «Сто концертов бригады московских артистов» [1]. В ней, в частности, говорилось, что выступления проходили в сложных условиях: «в блиндажах и землянках, на наскоро сколоченной эстраде, в кузове автомашины, иногда по нескольку раз в день… Не раз во время концерта начинался огневой налёт немцев. Мины и снаряды ложились совсем близко…». Однако творческий энтузиазм дружного и сплочённого коллектива агитбригады не угасал, все концерты давались на высоком уровне и принимались слушателями, что называется, на ура́. Особо отмечалась виртуозная игра преподавателя Московской государственной консерватории Петра Павловича Ильченко [2]. Он так вдохновенно играл на скрипке, «и над землянками и окопами лились прекрасные звуки классической музыки. Скрипка его пела то весёлые, то грустные мелодии. Звуки росли и превращались в строгую и суровую симфонию. Бойцы горячо, с большой любовью и уважением принимали старого профессора, принёсшего в окопы и землянки фронтовиков своё высокое, благородное искусство».

5 мая концертная бригада, очевидно, ещё находилась на Керченском полуострове. Прочитав в газете рецензию, Пётр Павлович вырезал её и забрал с собой в Москву. А может, это сделала его супруга певица Мария Николаевна (урожд. Дельмар), если участвовала во фронтовых концертах. Газетная вырезка хранилась в семье Ильченко до 1954 года, пока Мария Николаевна не передала её в фонды Российского национального музея музыки.

Кто-то из фотокорреспондентов «Боевой Крымской» запечатлел весной 1942 года и, предположительно, в Керчи момент концертного выступления П. П. Ильченко [3]. Прикрыв глаза, Пётр Павлович самозабвенно играет на скрипке, а над ним и его слушателями — бойцами и командирами Красной Армии — простирается высокое тревожное небо, и всем так хочется жить… До трагедии Крымфронта оставались считанные дни…

 

Примечания

[1] Ежедневная красноармейская газета «Боевая Крымская» до апреля 1942 г. называлась «Боевой натиск». Отв. редактор Д. Березин, зам. редактора Я. Литовченко. Военкоры Л. Валентинов, А. Гарнакерьян, Д. Джафаров, В. Лосев, Р. Маргиани, В. Мачавариани, В. Овечкин, Н. Овчинников, Р. Рза, И. Сельвинский, Б. Серман, Э. Фейгин, М. Эфендиев, а также спецкор «Красной звезды» П. Павленко. Фотокоры Н. Волков, И. Горбатюк, И. Озерский, Л. Яблонский; художники В. Высоцкий, Г. Тоидзе. Газета выходила одновременно на русском, грузинском, армянском и азербайджанском языках. Начальником литературного отдела всех четырёх редакций был И. Сельвинский.

[2] П. П. Ильченко родился 21 июня (ст. ст.) 1888 года в г. Новочеркасске в семье донского казака-ремесленника. Имея от природы абсолютный слух и красивый чистый голос, он с 6 лет пел в архиерейском хоре мальчиков, с 8 лет играл на скрипке. В 1902 г. поступил в Московскую консерваторию, в 1912 г. окончив полный курс с золотой медалью. Через год занял I место на конкурсе скрипачей в Москве. Скрипач-виртуоз, он выступал с Ф. И. Шаляпиным, С. И. Танеевым, С. В. Рахманиновым. Одно время преподавал в Саратовской и Тбилисской консерваториях, был дирижёром симфонических оркестров в Новочеркасске и Тбилиси. В 1921 г. участвовал в концертах агитпоезда имени 26 бакинских комиссаров. С 1923 г. проживал в Москве, вёл работу на Всесоюзном радио (член художественного совета радиокомитета), участвовал в гастрольных турне по Союзу, в 1930-х гг. преподавал в родном вузе, профессор класса скрипки. В годы войны, после поездки в 1942 г. на Крымский фронт, выступал с концертной бригадой в воинских частях и госпиталях Москвы. В послевоенные годы гастролировал по стране, дирижировал оркестром Московского театра транспорта. Умер 6 августа 1948 года, похоронен на Новодевичьем кладбище (см.: С. П. Чибисова. Скрипач из лучших // Донской временник, 2008).

[3] Ссылка на источник фото https://vk.com/wall-23727386_239277.

 

Текст: Н. Н. Непомнящая, научный сотрудник ВКИКМЗ

Размещение: О.В. Решетникова, научный сотрудник ВКИКМЗ