купить билет

Керченские карантины: на страже границ

Эпидемии страшных заразных болезней, таких, как холера, чума, язва, оспа в XVIII –XIX вв. не были редкостью в Российской империи.  Их начало зачастую было связано с товарами, которые доставлялись в страну морским путём и с миграциями населения. 


Для «преграждения» эпидемий во всех портовых городах империи существовали системы карантинных сооружений – карантины. Товары, прибывавшие из-за границы, должны были находиться в течение определенного срока на их территории. Срок этот мог достигать 40 дней, ведь само слово карантин происходит от итальянского quarantena — сорок дней.

Строительство и последующую деятельность карантинов регламентировал специальный карантинный устав. Кроме того, особая структура – карантинная стража следила за соблюдением карантинных правил, целью которых было ограждение населения страны от проникновения заразных болезней. Карантинные служители обслуживали карантинные сооружения, совместно с пограничной стражей следили за порядком пересечения границы и соблюдением санитарных правил командами транзитных судов.

За многовековую историю Керчь не раз сталкивалась с необходимостью бороться с заразными болезнями. В конце XVIII века, когда Керчь и Еникале вместе с прилегающими территориями вошли в состав Российской империи, карантинных сооружений в крепостях не имелось. Их отсутствие благоприятствовало проникновению на территорию крепостей разных заразных болезней. Эпидемиологическая обстановка была такова, что в 1781 году военные власти приняли решение об уничтожении помещений еникальского госпиталя.  Следствием как тягот военной жизни, так и болезней являлась значительная убыль личного состава русских полков, находившихся в крепостях. Так, в 1771 году только в одном Азовском пехотном полку, в списках которого состояло около 1200 человек, умерло 223 человека, в 1772 – 369, в 1773 – 147, в 1774 – 90, в 1775 – 37, в 1776 – 16.

 Позже  при крепостях были учреждены таможенная и карантинные заставы, которые после  включения в состав Российской империи в 1783 году всего Крыма,  строительства Севастополя и учреждения в начале XIX века портов в Одессе, Таганроге и Феодосии, вошли в состав Феодосийской таможни. В 1811 году выгрузка товаров в Керченском порту была запрещена.

…В то время небольшой карантин находился вблизи   поселка, носившего название Ампелаки. Позже поселок стал именоваться Старым Карантином – по расположению здесь карантинных строений, в отличие от Нового карантина, выстроенного два десятилетия спустя.  Благодаря одному из путешественников нам известен порядок его работы. Заключался он в следующем. Судам, следовавшим в Азовское море, было запрещено выгружаться в Керчи. Капитаны транзитных судов становились на якорь вблизи керченской карантинной заставы в ожидании солдат, которые сопровождали корабль в Таганрогский порт. Наблюдатели обязаны были следить за тем, чтобы корабельные грузы не попадали на берег раньше, чем пройдут карантин в Таганроге. Сопровождающего иногда приходилось ждать долго, и солдаты керченской карантинной полуроты, вероятно, все же допускали некоторые исключения из правил, соблюдать которые они должны были неукоснительно.  Подтверждением тому можно считать эпидемии болезней, вспыхивавшие время от времени в южных областях России.  

Украшением окрестностей бывшей карантинной заставы к середине 1820-х годов, по свидетельству градоначальника Ф.Ф. Вигеля была «прекрасная и густая роща фруктовых деревьев», наличие которой и поспособствовало выбору места для карантина, несмотря на то что место для стоянки судов было не очень удобным. К моменту упразднения этого – старого карантина – значительная часть деревьев рощи была вырублена карантинными чиновниками, которые использовали их для топки печей.  Неблагоприятный для Керчи порядок пропуска через пролив грузов, при котором суда, не выгружая товары, шли транзитом, чиновники объясняли тем, что небольшая керченская застава не имела карантинных сооружений соответствующих размеров и не могла организовать карантинные мероприятия для импортных грузов.

Объективные условия, однако, как нельзя лучше способствовали развитию Керчи. Удачное географическое положение на главной водной артерии, соединяющей Азовское и Черное море, рано или поздно должно было сыграть свою роль. Самой природой определено здесь место для порта. Одним из крестных отцов керченского порта стал итальянец Рафаил Августинович Скасси. Попав волею судьбы в Керчь, Скасси проникся идеей основать торговлю с народами Кавказа через керченский порт и с энтузиазмом взялся за то, чтобы добиться указа о его учреждении.

  Обстоятельства благоприятствовали его затее. В мае 1818 года император Александр I, совершая поездку по югу России, вслед за своими братьями, решил посетить Керчь. По свидетельству А.И. Михайловского-Данилевского, сопровождавшего Александра I в этом путешествии, император, осматривая с вершины горы Митридат Керченскую бухту, заметил: «Жаль только, что эти моря не оживлены торговыми кораблями!».  В 1821 году Александр I, уступив настоятельным просьбам заинтересованных лиц, подписал указ об учреждении Керчь-Еникальского градоначальства и открытии в Керчи порта для ввозной и вывозной торговли. В навигацию 1822 года, керченский порт открылся для торговых операций. Тогда же начали действовать портовая карантинная контора и портовая таможня.

 К 1827 году было окончено строительство нового карантина, расположившегося на Карантинном мысе, на середине дороги из Керчи в Еникале. Карантин, построенный по проекту инженер-полковника К. Потье, поражал воображение современников своими размерами и «тщательностью устройства». По свидетельству керченского градоначальника Ф.Ф. Вигеля, карантин, строительство которого обошлось казне в 347 тысяч рублей, мог считаться «первейшим в России и не последним в Европе».  В комплекс карантинных сооружений входило множество построек различного назначения: складские помещения, комнаты для пассажиров, допросные, казармы для служителей и даже чумной квартал. Карантин окружала высокая каменная стена протяженностью почти в 5.5 километров. 

Главной задачей карантина являлось обеспечение полной изоляции потенциально опасных судов, прибывающих в порт, освидетельствование таких судов, снабжение их продовольствием, а также карантинные меры по отношению к пассажирам и командам. Главная обязанность карантинной стражи состояла в предупреждении эпидемий с помощью целого ряда мер.  Служители несли караулы как в карантинных сооружениях, так и на судах брандвахты, контролировавшей проход через пролив, участвовали в очищении товаров. Чиновники карантинной стражи следили за исполнением карантинных правил, а также, в случае надобности, играли роль переводчиков. Обнаружив нарушения устава, они должны были сообщать об этом начальству.

  Открытие в Керчи порта с карантинными сооружениями самым благоприятным образом сказалось на экономике региона. С 1824 года в пользу города стал взиматься якорный сбор с судов, заходивших в керченский порт. Кроме того, городскую казну пополнял ластовый сбор, который уплачивался и владельцами торговых судов, и владельцами каботажных лодок, выполнявших погрузочно-разгрузочные работы в проливе. В 1828 году было принято решение о предоставлении в пользу Керчи в течение двадцати пяти лет ежегодно 10% таможенных доходов. В конце 20-х – начале 30-х годов XIX века жителям города даровали ряд льгот, среди которых разрешение на получение ссуд на постройку каботажных судов, льготное налогообложение, безвозмездные ежегодные ссуды на обустройство города и другие. Экономический подъем, связанный с открытием в Керчи порта, имел следствием стремительный рост численности городского населения, которое по сравнению с началом XIX века увеличилось почти в десять раз и составило к 1847 году 12 тысяч человек.

 Однако, к сожалению, новый карантин в Керчи, ставший в 1833 г. главным и единственным для всего Азовского моря, функционировал недолго.  В 1855 году в ходе вторжения англо-франко-турецких войск гордость Керчи – новый карантин – был разрушен. На море вблизи его стен разыгрался один из самых драматичных эпизодов войны…  

  12 мая 1855 года вражеская эскадра приблизилась к Керченскому проливу, высадив предварительно десант, который начал окружать город. Наступление превосходящих в несколько раз сил противника было столь стремительным, что из акватории Керченской бухты не успели выйти суда, на борту которых находились бумаги и деньги казенных ведомств Керчи. Погрузка ценностей и воинских команд уже шла, когда корабли союзников вошли в Керченскую бухту.  Стремясь к выходу в Азовское море два русских корабля – пароход «Бердянск» и шхуна «Аргонавт» с шаландой на буксире из Керченского порта вышли к Еникальскому мысу.  Для поддержки кораблей контр-адмирал Вульф, командовавшей небольшой российской эскадрой, направил навстречу неприятелю пароход «Боец».   Силы, однако, были неравны. Бросив шаланду, которая эвакуировала документы и ценности присутственных мест Керчи, «Аргонавт» благополучно ушёл в Азовское море.  

 На расстоянии двух миль от шхуны в том же направлении шёл «Бердянск», имея на борту часть документов Думы, казначея Черноморской береговой линии с деньгами, а также экипаж военного корабля, стаявшего в Керчи на ремонте.  Капитан корабля лейтенант Свешников, увидев вражеские корабли, которые шли ему наперерез, приказал «сделать большой ход и усилить пар донельзя, направляя курс к Еникальскому мысу, но усмотрев, что нет возможности пройти мимо неприятельских пароходов, которые бросая бомбы шли на перерыв <…>, предпринял крайнюю и решительную меру». Изменив курс, лейтенант Свешников посадил корабль на мель вблизи Нового Карантина. Быстрое приближение неприятельских судов, обстреливавших «Бердянск», не позволило полностью эвакуировать груз. После того, как команда и пассажиры покинули пароход, он был зажжён. Всё имущество пассажиров и казённые деньги погибли. При взрыве парохода лейтенант Свешников и два человека из нижних чинов команды получили ранения. Так   Керчь лишились архива, государственные структуры – денег, а многие горожане – имущества.  Разрушению подвергся и крупнейший в России новый керченский карантин, который более никогда не был отстроен…

Окрестности нового карантина более известны в наше время благодаря древнему городищу, располагавшемуся в античные времена на Карантинном мысу. Начало исследований этого античного памятника, связано с деятельностью карантинной стражи, служители которой в 1834 году обнаружили склепы, вырубленные в скале, и нашли два мраморных саркофага. Один из них, памятник античной скульптуры II века нашей эры – экспонируется в боспорском зале Государственного Эрмитажа. Этот великолепный памятник, крышка которого украшена фигурами возлежащих мужчины и женщины, а лицевая поверхность – изображением Ахилла среди дочерей царя Ликомеда, по праву считается выдающимся произведением античного искусства.  По мнению руководителя экспедиции, работающей на античном городище в наши дни А.М. Бутягина, в последние годы удалось в ходе раскопок обнаружить несколько фрагментов, относящихся к этому саркофагу. 

 …В конце 1980-х  годов в ходе археологических раскопок  на Карантинном мысе, Мирмекийская экспедиция в слое, датирующимся  XIX  веком, обнаружила  предметы со следами сильного пожара  – остатки медицинских ступок и флаконов, посуду и различные металлические изделия,  свидетельствующие  о существовании  здесь первейшего  в России и не последнего в Европе карантина и об обстоятельствах  его гибели.

Возрожденный после Крымской войны карантин продолжал работать в Керчи еще продолжительное время, и был упразднен только в 1907 году.

В годы Первой мировой войны местные городские власти предпринимали настойчивые шаги для открытия в городе общественной грязеводолечебницы на территории бывшего нового карантина. На берегу моря, на площади в 22 десятины предлагалось устроить лечебное заведение на 50 коек на базе вполне доступных минеральных средств, коими являлись грязи Чокрака и Булганака, а также серная вода из окрестностей п. Баксы (ныне с. Глазовка). Здесь также возможно было устройство купален для теплых морских ванн. Это позволило бы стать Керчи курортом государственного значения, тем более в 1914 году территория Керчи-Еникале была признана лечебной местностью. В итоге в помещении бывшего карантина стал работать военный госпиталь.

Память о первом карантинном учреждении Керчи – старом карантине – навсегда осталась в одном всем хорошо знакомом городском топониме. До недавних пор не меньшую известность имело и название небольшого прибрежного поселения «Новокарантинная слободка», основанного благодаря строительству соименного карантинного заведения.

 

Текст: Н.В. Быковская, заместитель генерального директора ВКИКМЗ,

В.Ф. Санжаровец, старший научный сотрудник историко-археологического отдела ВКИКМЗ

Фото: из фондов заповедника и открытых источников

Размещение: Е.С. Жеманова, специалист по связям с общественностью ВКИКМЗ 

 

Подписи к фотографиям: 

Фото 1. Литография. Керченский порт

Фото 2. Александр 1

Фото 3. Керчь в 20-е гг. XIX в.

Фото 4. Жилище карантинного чиновника начало XIX в.

Фото 5. 1828-1829. Ф.Ф. Вигель, Керчь-Еникальский градоначальник

Фото 6. Вид на Новокарантинную бухту. Фото К.Э. Игнатова

Фото 7. Керчь в середине XIX в.