купить билет

ДЕНЬ НЕИЗВЕСТНОГО СОЛДАТА

3 декабря отмечается памятная дата, включённая в Перечень Дней воинской славы памятных датах России соимённого Федерального закона, — День Неизвестного солдата.


Дата выбрана не случайно — именно в этот день, в 1966 году, в ознаменование 25-летней годовщины разгрома гитлеровских войск под Москвой, прах неизвестного солдата из братской могилы на 41-м км Ленинградского шоссе был перенесён и торжественно захоронен у Кремлёвской стены в Александровском саду.

День Неизвестного солдата отмечается ежегодно, начиная с 2014 года, в память о российских и советских воинах, погибших при боевых действиях на территории страны или за её пределами, и, прежде всего, тех, кто мужественно сражался в годы Великой Отечественной войны, но в силу невозможности установления личности неопознанным был похоронен в братской могиле и по документам значится «пропавшим без вести».

Сотрудники Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника осуществляют архивный поиск, помогая родственникам воинов, погибших в боях за Керчь, установить места захоронения. Мы ведём переписку с разными регионами нашей большой страны. За последние 5 лет нами были получены обращения от почти пятисот заявителей.

Из 480 воинов, запросы о которых поступили в отдел охраны памятников и археологических исследований, 215 воинов значатся без вести пропавшими.

В 2017 г. поступило 96 запросов о бойцах Красной Армии, из которых 46 человек пропали без вести. Сведений о местах их захоронений/перезахоронений в Научном архиве музея-заповедника и Книгах памяти Керчи и Керченского полуострова, к сожалению, нет. Невозможно установить место захоронения бойца, если он утонул в проливе или сгорел в танке, был убит в бою и оставлен на нейтральной полосе, погиб на минном поле… Но мы старались хоть как-то помочь людям, обратившимся музей-заповедник, высылали копии документов, выявленных в ОБД «Мемориал» и «Память народа» МО РФ (эл. сайты) — карты, схемы дивизионных кладбищ, а также описывали военные действия, которые происходили на Керченском полуострове.

В апреле 2017 г. мы познакомились на лекции «Керчь в годы Великой Отечественной войны» в Комплексном центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов г. Керчи (ул. Сморжевского, д. 1) с Галиной Ивановной Салангиной. Наши слушатели после лекции вспоминали тяжёлые послевоенные годы, и Галина Ивановна рассказала, что в её классе все дети были без отцов, которые погибли на фронте, а её отец пропал без вести где-то под Москвой. Когда узнала, что музей-заповедник занимается поиском, то попросила ей помочь. На следующий день она пришла в отдел охраны памятников и археологических исследований с заявлением.

Галина Ивановна считала своим главным обязательством — перед памятью погибшего отца — найти его могилу и могилы его однополчан. Её отец, Иван Андреевич Балобанов (1907 г. р.) и ещё 24 водителя, вместе со своей техникой (машинами), добровольцами ушли на фронт 26 июня 1941 г. Железнодорожный состав из открытых платформ отправился со станции Агрыз Казанской железной дороги на Москву. Из писем Ивана Андреевича в семье узнали, что пятеро водителей, в том числе и он, влились в народное ополчение Москвы. Последнее письмо датировано 5 сентября 1941 г., он сообщал, что подвозит на передовую тяжёлые орудия, снаряды, мины. А до линии фронта всего 45 км. Неизвестность пугала, но в семье была надежда, что он жив и даст о себе знать. Однако позже было получено извещение, что И. А. Балобанов пропал без вести в сентябре 1941 г.

В течение многих лет Галина Ивановна пыталась найти сведения о его судьбе, но на все её запросы ответы были отрицательными. В декабре 1982 г., после публикации в газете «Советский патриот» её письма с просьбой отозваться тех, кто знал отца, нашлись его однополчане — Павел Иванович Липин из Удмуртии и Юрий Михайлович Кириллов из Краснодара. Последний поделился своими воспоминаниями: «15 октября 1941 г. мне с шестью бойцами было приказано доставить на передний край важный пакет, а также противотанковые и противопехотные мины. За рулём полуторки находился Иван Балобанов. По дороге нас атаковал фашистский истребитель, но Иван не бросил машину, а, спасая груз и товарищей, стал маневрировать, чтобы уйти от пулемётного огня. И всё же одна из очередей оборвала жизнь смелого водителя. Вместе с ним погибли бойцы Тесля и Башкатов… Мы, оставшиеся в живых, похоронили своих товарищей в 3-х км от г. Кирова Смоленской области (после 1943 г. Калужская область), у железнодорожной станции Фаянсовая». И Галина Ивановна не теряла надежды, продолжала поиски…

В ОБД «Мемориал», где размещаются оцифрованные копии рассекреченных документов ведущих военных архивов Министерства обороны РФ, в одном из донесений послевоенного периода по Агрызскому РВК Татарской АССР мы нашли данные: «Балабанов Иван Андреевич, 1907 г. р., г. Агрыз Татарской АССР, призван 26.06.1941 г. Агрызским РВК Татарской АССР; красноармеец, шофёр, пропал без вести в сентябре 1941 г.».

Оставалась зацепка по станции Фаянсовая. На сайте rudocs.exdat.com, в разделе Документы под заголовком «Здесь похоронен красноармеец» мы нашли информацию о воинском кладбище в районе дачного кооператива «Радуга», станция Фаянсовая, город Киров. В алфавитном именном списке захороненных на нём бойцов есть, в частности, следующие данные: Балабанов Иван Андреевич (?–10.1941 г.), красноармеец, шофёр, погиб г. Киров, ст. Фаянсовая; Башкатов (?–10.1941 г.), красноармеец, боец народного ополчения, погиб: г. Киров, ст. Фаянсовая; Тесля (?–10.1941), красноармеец, боец народного ополчения, погиб в бою: г. Киров, ст. Фаянсовая. Удалось найти и фото братского воинского захоронения: в нижней части памятника — шестиметровой остроконечной железобетонной стелы — прикреплены мемориальные чёрные плиты с именами павших.

Так, благодаря тщательному изучению архивных документов и терпеливому поиску необходимой информации в сети Интернет, было установлено место захоронения советских солдат, числившихся более 70 лет пропавшими без вести. Это было большой радостью не только для дочери И. А. Балобанова, но и для нас.

Вскоре в крымском еженедельнике «Боспор» Галина Ивановна Салангина опубликовала статью «Память об отце», в которой рассказала об истории поиска и поблагодарила всех сотрудников музея-заповедника за помощь.

В заключение, подробней о кладбище, где покоятся Иван Балобанов и его боевые товарищи. В годы войны здесь возникли братские могилы, где были похоронены советские воины, погибшие в оборонительных и наступательных боях 1941–1943 гг. В 1953 г. образовавшееся воинское кладбище реконструировали. Всего на воинском кладбище покоится прах 211 воинов.

Мы помним, восхищаемся и гордимся подвигом советского солдата, сумевшего победить страшного врага — нацистскую Германию!


Текст: Т. Н. Мельчер, научный сотрудник ВКИКМЗ 
Ред.-корр., фотоилл., аннот.:  Н. Н. Непомнящая, лит. редактор, научный сотрудник ВКИКМЗ 
Аннотации
Фото (титул): Могила Неизвестного солдата у Кремлёвской стены в Москве 
Фото (копия) № 1. Иван Андреевич Балобанов, красноармеец, фронтовой шофёр-доброволец. Научный архив ВКИКМЗ
Оригинал хранится у Г. И. Салангиной (Керчь)
Фото № 2. Воинское кладбище, г. Киров, станция Фаянсовая, дачный кооператив «Радуга». Съёмка: М. Чупринин 
Фото № 3. Мемориальные плиты с именами павших. Съёмка: М. Чупринин