Печи дома Месаксуди

Любишь ли ты свой город? Керчь нельзя не любить: теплый, уютный город. Старинные и новые улицы. Морской ветер и ласковое солнце. Идешь по улицам, с одной стороны тебя окружают многоэтажки, раскрашенные яркими красками, с другой стороны –приземистые дома старой Керчи.

В одном из немногих зданий, построенных еще в позапрошлом веке и сохранившемся до нашего времени, располагается историко-археологический музей, входящий в состав Керченского историко-культурного заповедника. Ранее этот дом принадлежал Константину Ивановичу Месаксуди – владельцу крупной табачной фабрики, основанной в 1867 году.
Дом Месаксуди представляет собой образец особняка парадного типа конца XIX века с двухэтажным дворовым флигелем. Представительностью и роскошью отличался парадный второй этаж с белоснежной мраморной лестницей, с металлическим ажурным ограждением и добротными каминами. Ведь уют в доме – это, прежде всего, тепло. Сейчас многие семьи отапливают свои дома при помощи газового отопления, другие используют электрические камины, а кому-то приходится подбрасывать уголек в печку. Холодными зимними вечерами, взяв книгу в руки и укутавшись в теплый плед, приятно сидеть возле камина, наблюдая за раскаленными угольками, слушая легкое потрескивание дров и вдыхать запах смолы и дерева.
Дом табачного фабриканта Месаксуди отапливался печами, облицованными изразцами высокого художественного уровня. В прошлом столетии их насчитывалось свыше десяти. На сегодняшний день в здании музея сохранилось шесть печей.
Изразцовые печи служили украшением интерьера. Они были разнообразных форм: круглые, четырехугольные или угловые; простые и лаконичные или в виде сложных монументальных многоярусные сооружения. Их декорировали карнизами, полочками, поясками-перемычками, колонками, балясинками, валиками-«бровками», фигурными ножками. Завершались печи «кокошниками», рядами зубчатых «городков», профилированными изразцами. Главным украшением печей были, конечно, расписанные яркими красками или рельефные изразцы.
Изразцы (от нем. Kachel) – керамические плитки для облицовки каминов, печей, стен. Изразцы с обратной стороны имеют вид открытой коробки – румпы для крепления в кладке. Их изготовляют из умеренно пластичных гончарных мергелистых или фаянсовых глин вручную или в деревянных формах. Сформованные изразцы высушивают, а затем обжигают в печах при температуре до 1150°С. На создание одной печи требовалось от 150 до 300 штук кафеля, в зависимости от формы и размера.
Во время капитального ремонта на втором этаже в бывшем доме Месаксуди была демонтирована изразцовая печь начала ХХ века, которую в разобранном виде передали в фонды заповедника.
Печь состоит из 142 предметов, которые включают: 93 плитки, 7 карнизов и 2 дверки, кроме того, 27 фрагментов плиток, 8 фрагментов углового карниза, 5 фрагментов составного карниза.
Изразцы прямоугольной формы, покрыты белой глазурью, размер каждой приблизительно 20 х 23 см., на румпе продеты два гвоздя для крепления.
На обороте каждого изразца оттиснуто клеймо изготовителя: «VELTEN BERLIN ALPEROWITZ KOPIS», на лицевой стороне топочной и поддувальной дверцах клеймо: «Г. БЕРНДТЪ ПОТЕНТЪ № 5746 ВЪ ОДЕССЪ».
Две подлинные изразцовые печи конца XIX века сохранились в вестибюле музея, облицованные рельефными плитками темно-коричневого цвета.
В центре каждого изразца 16-ти лепестковая розетка в обрамлении двух колец. Вокруг нее в фигурных рамках на точечном орнаменте изображены по 4 листка и части розеток, которые при соединении изразцов образуют 16-ти лепестковые розетки.
На лицевой стороне топочной дверцы сохранилось клеймо изготовителя.
Как и во многих керченских особняках начала ХХ века топка печей производилась домашней прислугой, обычно этим занимался дворник. Дрова закупались возами на Сенном и Магистратском рынках, дубовые, буковые и березовые предпочитали всем другим сортам. Некоторые печи топили каменным углем, топливники располагались обычно со стороны коридоров. Конструкция голландских печей, использованных в особняке Месаксуди, была рассчитана на длительный процесс горения: после растопки печь загружалась топливом еще несколько дней, а потом шел длительный период остывания. Использование пустотелых изразцов позволяло получать от печных щитов долгое и приятное тепло. В день топки печей в доме стоял приятный теплый запах, создававший непередаваемое ощущение уюта.
Для всех тех, кто желает окунуться в уют и тепло дома Месаксуди и полюбоваться изразцовыми печами – милости просим к нам: двери нашего музея для Вас всегда открыты.
© Младший научный сотрудник
отдела фондов Скрипниченко Т.И.