Маски

В ходе раскопок на территории Боспора были найдены сотни  уменьшенных копий театральных масок, коллекция которых хранится в Керченском заповеднике.  Появление масок в религиозных церемониях связано с антропоморфным восприятием богов. Как символический предмет мистериальных действий маски, наряду с сосудами, статуэтками и иными предметами, использовались также в качестве так называемых вотивных приношений и даров богу (из благодарности или по обету).

Важнейшим источником для определения сюжетов и типов театральных масок служит словарь греческого лексикографа Полидевка (Поллукса), составленный им во II в. н.э для римского императора Коммода. В нем помещен знаменитый каталог с описанием 76 типов масок.
Вначале маски были очень простыми и сдержанными в передаче эмоций. Постепенно, по мере развития театра, количество масок увеличивалось. Тот же Полидевк перечисляет девять основных масок для ролей стариков, одиннадцать – для ролей молодежи, семь – для ролей рабов и четырнадцать – для ролей молодых женщин. Выразительная пластика и раскраска масок представляла огромную галерею персонажей, хорошо понимаемых зрителем. Например, густая борода и рыжие волосы считались признаком вспыльчивого, легко раздражаемого человека; маска старых сводников имела отталкивающий вид – лысая, с искаженным гримасой ртом и нахмуренными бровями. Рассудительность и серьезность положительного персонажа - добродетельного юноши – передавала смуглая (как загар) маска с поднятыми бровями и одной-двумя морщинами на лбу. Женские маски включали в себя матерей семейств, супруг, молодых разнохарактерных девушек, сводниц, гетер и служанок.
Персонажи античного театра были трагическими, комическими, фантастическими, вымышленными. Жанровое разделение масок на трагические и комические определялось средствами эмоционального воздействия театрального представления. Основная цель трагедии, согласно воззрениям древних греков, состояла в поддерживании телесного и душевного здоровья человека, очищении его «от страстей» (Аристотель) пробуждением чувства сострадания и страха. Основная задача комедии состояла в том, чтобы вызвать смех (смешная маска отвлекала внимание злых демонов, как бы очищала атмосферу общения человека и бога).
Вотивные театральные маски имеют значительно меньшие размеры, но повторяют пластику настоящих театральных масок. Они также выражают эмоциональный настрой персонажа, воспроизводят соответствующую им трактовку глаз и рта в виде сквозных отверстий, которые в сценической маске были функционально оправданы; имеют часто следы раскраски. 
Помимо вотивных театральных масок имеется группа культовых вотивных масок. Это небольшие маски, выполненные в реалистической манере, прототипы которых использовались в мистериальных действиях. Большинство из них относится к эллинистическому времени и связаны с божествами подземного мира и производительных сил природы (Дионис, его возлюбленная – Ариадна, Великая мать богов – Кибела, Гермес, Аттис-Мен).
В форме масок в этот период изготовляются и фигурные светильники.в экспозиции представлены светильники, выполненные в форме в виде головы Силена – персонажа греческих мифов, а также в виде головы быка.
В первые века нашей эры на Боспоре широко распространяется обычай украшать саркофаги терракотовыми или гипсовыми налепами, в том числе и в виде масок, пластика которых отличается суммарной моделировкой с упрощенной трактовкой лица. Это, большей частью, трагические маски, назначение которых соответствовало основной тенденции погребального обряда - очищению от земных страданий.
Маски всегда имели некий сакральный смысл, служили и оберегом и своеобразным символом перевоплощения, в котором главным являлось изменение не столько внешности, сколько внутренней сути ее обладателя. Использование маски в погребальном обряде знаменовало переход умершего в новое состояние, в котором смерть была началом нового бытия, а также должны были охранять  от злых сил.